Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

вторник, 26 марта 2024 г.

ТАРАС ШЕВЧЕНКО. СТИХИ О ЖЕНСКОЙ ДОЛЕ

Тарас Шевченко (1814-1861)

9 марта 1814 года родился, а спустя ровно 47 лет - 10 марта 1861 года умер великий украинский писатель, поэт и художник Тарас Григорьевич Шевченко.

Стихи Тараса Шевченко о женской доле
(Переводы с украинского А.Плещеева)

Тополя
(фрагмент)

Полюбила чорнобрива
Козака дівчина.
Полюбила – не спинила:
Пішов – та й загинув...
Якби знала, що покине –
Було б не любила;
Якби знала, що загине —
Було б не пустила;
Якби знала – не ходила б
Пізно за водою,
Не стояла б до півночі
З милим під вербою…

***
Хороша богата
Я — да толку мало!
Видно бесталанна,
Друга не сыскала.
Тяжко, тяжко сердцу
Без любви томиться.
Скучно, одинокой,
В бархат мне рядиться.
С парнем чернобровым,
Круглым сиротою,
Мы бы полюбились —
Да глядят за мною
Мать с отцом так зорко.
Даже сна не знают
И гулять под вечер
В садик не пускают.
А когда и пустят,
Так всё с ним — с проклятым,
С недругом противным,
Стариком богатым…

Ж н и ц а
Она на барском поле жала,
И тихо побрела к снопам.
Не отдохнуть, хоть и устала —
А покормить ребёнка там.
В тени лежал и плакал он.
Она его распеленала,
Кормила, няньчила, ласкала
И незаметно впала в сон.

И снится ей, житьём довольный
Её Иван; пригож, богат.
На вольной, кажется, женат: —
И потому что сам уж вольный.
Они с лицом весёлым жнут
На поле собственном пшеницу,

А детки им обед несут;
И тихо улыбнулась жница.
Но тут проснулась… Тяжко ей!
И спеленав малютку быстро,
Взялась за серп, — дожать скорей
Урочный сноп свой до бурмистра.

***
Проторила я дорожку
Через яр,
Через горы, мой сердешный,
На базар.
Парням бублики носила.
Вечерком;
Продала — и воротилась
С пятаком.
Я два гроша, ох, два гроша
Пропила,
На копейку музыканта
Наняла.
Ты сыграй-ка мне на дудке
На своей…
Чтоб забыла я кручину —
Горе с ней.
Вот какая, — мой сердешный,
Девка я.
Сватай — выйду я, пожалуй,
За тебя!

Тарас Шевченко. Катерина.
(На тему одноимённой поэмы Т.Г.Шевченко)

***
Полюбила я
На печаль свою
Сиротинушку
Бесталанного.
Уж такая мне
Доля выпала!
Разлучили нас
Люди сильные;
Увезли его,
Сдали в рекруты…
И солдаткой я
Одинокой я
Знать в чужой избе
И состареюсь…
Уж такая мне —
Доля выпала.

Комментариев нет:

Отправить комментарий