Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

пятница, 1 августа 2025 г.

О МОЁМ КУЗЕНЕ


Наступил один из главных мусульманских праздников – Курбан-байрам, праздник жертвоприношения, с которым поздравляю всех друзей-мусульман. 

Этот шамаиль в гипсе – результат труда Тагира Валеева, моего казанского кузена. Рассказ будет не только о нём. По большому счёту он о жизни, в которой много разных увлечений, которая такая неожиданная и интересная и – такая короткая. Даже без войн и военных операций. И каждому мужчине всегда есть чем заняться в этой жизни. 

Тагир учился в английской спецшколе, и у меня, любительницы всего английского, это вызывало любопытство и зависть. У меня были хорошие учителя, но у нас в городе не было английской школы. После школы он без проблем поступил в авиационный институт и в этом плане тоже был удачливее меня, мой путь в любимую профессию был сложным и извилистым. 

Всю свою недолгую жизнь Тагир проработал на авиационном заводе. Это была его основная профессия, которую он любил и ни на что другое променять не хотел, даже в неблагополучные времена. Но у него были ещё разные хобби. С юности он увлекался фотографией, той, которая чёрно-белая, плёночная, с тёмной комнатой для промывки и проявки плёнки. Потом когда появилась машина, сделался заядлым автолюбителем. Мне встречался такой тип, у нас был пожилой преподаватель Василий Алексеевич Теренин – книжник, эрудит, библиофил, читал нам библиографию и, кажется, не было такой отрасли, в которой бы он не разбирался ("Вы можете спрашивать меня о чём угодно, только не про любовь, в ней я и сам ничего не понимаю"). А больше всего он любил копаться в недрах своего транспортного средства, у него была старая Волга, которую он ни за что не хотел менять на новое авто. Среди периодики у него было несколько журналов, которые  он читал постоянно, но самый любимый из них был, конечно, «За рулём». 
Вот и Тагир был такой же. Хотя самолётостроение и автолюбительство в моём представлении занятия, пусть и отдалённо, но родственные.

Самым длительным по времени увлечением Тагира была чеканка. С юности он хорошо рисовал и всё свободное время делал чеканки, с самыми разными сюжетами. Через это дело пришёл к шамаилям. Но тут было ещё одно обстоятельство. В институте, когда он учился, не было военной кафедры. И после института два года Тагир служил под Самаркандом.

Восточное искусство не могло не произвести впечатление и не повлиять на него. Он изучил арабский алфавит и графику, читал Коран. Писал шамаили на металле и на гипсе. Одно время он даже вёл кружок, обучая детей всему, что сам умел делать. Многие свои работы (как вот эта, на фото – подарок маме к дню рождения) дарил родственникам и друзьям. Несколько его шамаилей есть в мечети Магди в родной деревне наших родителей.

Умер Тагир от инсульта в 2007 году. Смерть его стала шоком для всех нас и нескончаемым горем и тоской для родителей, переживших его на 9 и 12 лет. Ему было всего 56 лет. По современным меркам разве это возраст...

В НЕСЁБРЕ (NESSEBAR)


– Марина, а ты знаешь, куда мы идём?
– К морю, Татьяна Фёдоровна.
– Но море совсем в другой стороне, мы только что были у моря. 
– А там тоже море. Помните, рarking, где стоял наш автобус, был на набережной....


Это мы с Татьяной Фёдоровной плутаем по бесконечным лабиринтам кривых узких улочек старой части города Несёбра и пока безуспешно пытаемся найти стоянку с нашим автобусом. 

Старинный город Несёбр (Nessebar) очень привлекателен для туристов. Хотя бы потому, что местоположение Старого города уникально: он со всех сторон омывается морем, так как расположен на полуострове. Но люди приезжают сюда ещё и для того, чтобы впитать в себя частицу многовековой истории города, очарование маленьких каменистых улочек, старых домов и ещё более старинных церквей. 
Этот город в юго-восточной Болгарии в 35 км от Бургаса всегда был культурным, духовным и религиозным центром. Даже под турецким игом он процветал, и строительство храмов и базилик не прекращалось здесь и в то время. В Старом городе, уникальном не только по расположению, но и по архитектуре, и сейчас можно увидеть около 12-ти храмов (а было 42!). 
Я такого города с совершенно уникальной архитектурой и неповторимым лицом нигде больше не встречала.

По значению культурного наследия Несёбр включен в список ЮНЕСКО. Если окажетесь здесь когда-нибудь, Старый город просто необходимо пройти обязательно! Но при этом постараться не заблудиться.

Вся наша группа, как только нас распустили самостоятельно насладиться стариной и романтикой здешних мест, моментально растворилась в этих кривых улочках. И мы в полной мере ощутили одиночество и сиротство, которые незамедлительно овладевают вами, когда вы оказываетесь одни в незнакомом городе. Теоретически я понимала, что Старый город слишком мал, чтобы в нём заблудиться. Но не дооценила эти нескончаемые лабиринты. Определённо, и нам нужна была та детская ватага, которая в «Бриллиантовой руке» вывела героя Андрея Миронова к причалу...

Старинный фонтанчик (родничок) на фото существует, наверно, уже сотни лет. Татьяна Фёдоровна рассказывает, что умывалась здесь ещё в свой первый приезд в советское время, где-то лет тридцать назад. 
Встреча путешественников с водой всегда долгожданна и приятна. Но когда мы, плутая на жаре по бесконечным узким улочкам, случайно набрели на этот фонтанчик, Татьяна Фёдоровна так ему обрадовалась, будто встретила своего старинного приятеля, с которым давно не виделась. Даже на время забыла, что мы «заблудились». 
И рада была такой встрече настолько,х что потом в какой-то лавочке не смогла пройти мимо незатейливой картинки с изображением этой поилки... 

Всё здесь пропитано морем, мифами, стариной, морскими путешествиями, романтикой приключений... 

Названия улиц говорят сами за себя: Чайка, Нептун, Бриз, Аврора, Рыбарска (Рыбацкая, видимо), Крайбрежна (Набережная), Хемус, Ахелой, Месембрия (старинное название Несёбра)… 

А столбы, стилизованные под античность! 

А тротуар в письменах!!!

А названия трактиров: «Таверна», «Капитан Немо», «Амфора»… – сплошная музыка!!!

Вот в таких кафешках и стали обнаруживаться родные лица нашей группы. Значит, и автобус где-то недалеко. 

Но мы не зря волновались. Потому что, как оказалось, обнаружились в группе и по-настоящему заблудившиеся в Старом Несёбре. И не удивительно...