Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

суббота, 13 августа 2022 г.

АЗБУКА РАСУЛА ГАМЗАТОВА. УНЦУКУЛЬ

АЗБУКА РАСУЛА ГАМЗАТОВА
У. Унцукуль

Унцукуль – аварское селение в Даге-стане, раскинувшееся в лощине между гор. Говорят, оно насчитывает несколь-ко тысячелетий своей истории. А про-мысел орнаментальной насечки метал-лом по дереву, которым прославились местные жители, гораздо моложе, ему около двухсот лет. 
Здесь изготавливают разнообразные изделия — трости, вазы, карандашни-цы, декоративные блюда, панно... – из кизилового, абрикосового или орехово-го дерева с тончайшей серебряной или мельхиоровой насечкой и с оригиналь-ным, самобытным орнаментом. 

Искусство унцукульских мастеров явля-ется в своём роде единственным, непо-вторимым явлением в современном декоративно-прикладном искусстве. 
В творчестве Расула Гамзатова есть жанр – Надписи. Надписи делались на дверях, воротах и на могильных плитах, на кинжалах и на винных рогах, на кни-гах и на колыбелях, на сёдлах и многих других предметах. Поэт гордился мас-терством земляков – специалистов деко8ративно-прикладного искусства из селений Кубачи, Балхар, Унцукуль и на их изделиях тоже оставлял надписи. 

Расул Гамзатов. 
Надписи на унцукульских палках:

***
К ней припадёт рука,
Что раньше поднимала
И серебро клинка,
И золото кинжала.

***
Я ноги для безногого
джигита-храбреца.
Глаза я для убогого
Слепца.
(Перевод с аварского Наума Гребнева)

И слова восхищения искусством "унцукульского чародея":

Расул Гамзатов. Надпись на книге,
подаренной унцукульскому
мастеру Идрису

Спроси у птицы голосистой,
Спроси у зайца и сурка,
Спроси у белочки пушистой,
У стрекозы и мотылька:
– Кто ненавистней всех на свете?
Кто самый хищный, самый злой?
– Тот, кто деревья губит эти,
Вонзая в них топор с пилой!

И мне, признаться, видеть больно
Топор в лесах, дарящих тень,
Где горцу дышится привольно,
Где спасены мы в жаркий день.
А красота родного леса!
Ну, как могу я не страдать,
Когда вонзается железо
В живую эту благодать?

Но, глядя на твоё искусство,
Мой унцукульский чародей,
Я слов не нахожу для чувства,
Для силы творческой твоей!
Где та магическая дверца,
Открыв которою тайком,
Ты пересаживаешь сердце
Для жизни в дереве святом!

И тут готов я снять папаху,
Готов, колени преклоня,
Я умолять зверька и птаху
Понять и выслушать меня:
– Простите, жители дубравы,
Простите наших мастеров!
Не смерть, а свет народной славы
У них на лезах топоров.

И я за унцукульский гений
Готов пожертвовать собой,
И нету никаких сомнений,
Что это сделал бы любой!
При виде унцукульской трубки –
Спроси любого старика –
Шамиль готов был на уступки
И крикнул «Дайте табака!»

Уж если рухнет ствол со звоном –
Так не для брёвен, не для дров,
А чтобы стать искусства лоном
Для унцукульских мастеров.
Десница мастера священна –
Всё живо в ней, а не мертво!
И только это драгоценно,
И только это – мастерство!

Комментариев нет:

Отправить комментарий