Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

понедельник, 24 ноября 2025 г.

ДАВИД БУРЛЮК. ВОЗВРАЩЕНИЕ (ВЫСТАВКА В ДРЗ ИМЕНИ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА)


Давид Бурлюк запомнился мне только в связи с Маяковским. И вот о Маяковском знаем всё, а Бурлюк остался где-то на задворках. Между тем, как сообщила Надежда Егорова, в ДРЗ им. Солженицына открылась выставка картин «Давид Бурлюк. Возвращение» из фондов Башкирского художественного музея имени Нестерова («Сняла для тебя всех татар и все татарские деревни»). 

Пишут, что здесь самое богатое собрание картин этого поэта-художника, сохранившееся в России. И обращает на себя внимание очень искренний интерес Бурлюка к народной теме, национальным типам. Причём, если почитать о нём, по-моему, это даже не в Башкирии началось. 

Бурлюк родился и вырос в Запорожье, в многодетной семье. Его отец, агроном- самоучка Давид Фёдорович Бурлюк, был из рода украинских казаков. С раннего детства мальчик увлёкся и занимался живописью. Он расписывал стены запорожских хат, рисовал портреты сельчан и изображал сельские мазанки в местных степных пейзажах. И в своём творчестве был совершенно неутомим.

В 1898-1910 годах Давид Бурлюк учился в Казанском и Одесском художественных училищах. Из летней практики он мог привезти до 350 этюдов! Именно столько насчитали, например, херсонских пейзажей.

Весной 1915 года Бурлюк оказался в Уфимской губернии, здесь находилось поместье его жены и здесь, видимо, он пережидал военно-революционные бури. Шла мировая война, на которую он не мог быть мобилизован, т.к. ещё в детстве во время игры лишился одного глаза. Тоже удивительный факт – художник, смотрящий на окружающий мир только одним глазом...

За два года, проведённые в Башкирии, он успел создать около двухсот полотен. 37 из них, как сказано в Википедии, составляют существенную и наиболее яркую часть коллекции русского искусства начала XX века, которая представлена в Башкирском художественном музее им. М.В.Нестерова. 
Бурлюк часто приезжал в Уфу, посещал Уфимский художественный кружок, сплотил вокруг себя молодых башкирских художников, бывал с ними на этюдах. 
В 1918 году во время московских погромов и расстрелов анархистов Уфа снова укрыла, а может быть, и спасла его.

Затем с Маяковским и Каменским Бурлюк гастролировал по Уралу, Сибири, добрались до Дальнего Востока. Оттуда, из Владивостока, Давид Бурлюк в 1920 году решился эмигрировать в Японию, где прожил два года. Замечено, где бы художник ни останавливался, обязательно занимался живописью и изучал местную культуру. В Японии он снова написал около 300 картин на местные национальные мотивы. Денег от продажи этих картин хватило на переезд в Америку. С 1922 года поселился в США. И здесь начинается уже другая, очень интересная история.

Комментариев нет:

Отправить комментарий