Наталия Широкова. Экслибрис "Марина Цветаева. Мой Пушкин". Линогравюра. 2015 |
Первое
стихотворение, посвященное Пушкину,
Цветаева написала в 1913 году в Крыму,
когда ей было чуть более 20-ти лет. Это
был рассказ о воображаемой встрече на
перекрестке горных тропинок с поэтом,
когда-то бродившим по тем же волшебным
местам.
...Слева
— крутая спина Аю-Дага,
Синяя
бездна — окрест.
Я
вспоминаю курчавого мага
Этих
лирических мест.
Вижу
его на дороге и в гроте...
Смуглую
руку у лба... —
Точно
стеклянная на повороте
Продребезжала
арба... —
Запах
— из детства — какого-то дыма,
Или
каких-то племён...
Очарование
прежнего Крыма
Пушкинских
милых времён...
Динамичное,
задорное, лёгкое, полное жизни стихотворение
«Встреча с Пушкиным» поражает своей
раскованностью. Искреннее и глубокое
благоговение по отношению к поэту не
мешает Цветаевой думать о Пушкине как
о живом, близком ей человеке, с которым
её развели жизненные обстоятельства.
И
с тех пор она возвращалась к Пушкину на
протяжении всей своей жизни.
Где-то
с 1916-го года начинается другая Цветаева.
В стихах этого времени появляются новые
темы и слышится песенное начало. В
стихах, посвященных пушкинской теме,
эта перемена также очевидна. В разные
годы ею были написаны еще несколько
стихотворений: острое на язык — «Счастие
или грусть...» (1916), раскрывающее отношение
Марины Ивановны к Наталье Гончаровой,
далее — «Психея» (1920) — очень мелодичное:
Пунш
и полночь. Пунш — и Пушкин,
Пунш
— и пенковая трубка
Пышущая.
Пунш — и лепет
Бальных
башмачков по хриплым
Половицам.
И — как призрак —
В
полукруге арки — птицей —
Бабочкой
ночной — Психея!..
Но
цикл «Стихи к Пушкину» (1931) — это что-то совершенно особенное. После прочтения
цикла сразу видно, как изменилась
Цветаева. Она
уже слишком много пережила и испытала,
она живёт и пишет в эмиграции. Изменилась
совершенно манера письма, это уже другой,
зрелый поэт.
Цикл
состоит из шести стихотворений, в которых
есть одно большое, общее для всех
стихов цикла — явление Поэта народу,
Поэт в российском обществе, но всё же
каждое из этих стихотворений — со своей
конкретной темой и мыслью.
1.«Бич
жандармов, бог студентов...» - главная
его мысль видится в строчке о поэте
«Всех живучей и живее».
2.«Пётр
и Пушкин» - это поэтическая
благодарность, ведь Пушкин — это
«последний — посмертный — бессмертный
подарок» Петра — России.
...Когда
б не привёз Ганнибала-
Арапа
на белую Русь.
Сего
афричёнка в науку
Взяв,
всем россиянам носы
Утёр
и наставил, - от внука-
то
негрского — свет на Руси!..
3.«Станок»
- о творческой солидарности, поэтическом
единстве, дружбе, понимании.
Прадеду
— товарка:
В
той же мастерской!
Каждая
помарка —
Как
своей рукой.
Вольному
— под стопки?
Мне,
в котле чудес
Сем
— открытой скобки
Ведающей
— вес,
Мнящейся
описки —
Смысл,
короче — всё.
Ибо
нету сыска
Пуще,
чем родство!
4.«Преодоление
косности русской...» - пушкинский
гений как противовес извечной русской
лени, неповоротливости, расслабленности,
косности, неге. Пушкин должен был явиться,
чтобы разбудить, растормошить, ввергнуть
нас в состояние движения: хода, бега,
полёта, борьбы.
И,
наконец, тема двух последних стихотворений
5.«Поэт и царь» — поэт и власть,
с убийственными характеристиками
Николая — «певцоубийца», «пушкинской
славы жалкий жандарм». Поэт же — это
сила, независимость, непокорность. Даже
находясь на смертном одре — «на тишайшем
из лож», — он способен внушать страх.
Интересно, что в предыдущих стихах (Петр
и Пушкин) Цветаева ставит Петра I
в пример Николаю (и здесь
учтены все упрёки, высказанные императору
В.А.Жуковским после смерти Пушкина):
Уж
он бы вертлявого в струнку
Не
стал бы! - «На волю? Изволь!
Такой
же ты камерный юнкер —
Как
я - машкерадный король!»
Поняв,
что ни пеной, ни пемзой —
Той
Африки — Царь-Грамотей
Решил
бы: «Отныне я — цензор
Твоих
африканских страстей».
И
дав бы ему по загривку
Курчавому
(стричь-не остричь!)
-
Иди-ка, сынок на побывку
В
свою африканскую дичь!
Плыви
— ни об чем не печалься!
Чай,
есть в паруса кому дуть!
Соскучишься
— так ворочайся.
А
нет — хошь и дверь позабудь!..
(2)
Её
стихи энергичны, темпераментны, в них
повторы постоянно изменяют-варьируют
мысль, то и дело обыгрываются известные
тексты или фразы. Всё это создаёт
особый поэтический стиль, который
требует от читателя и знаний, и усилий,
но зато и вознаграждает за них.
Бич
жандармов, бог студентов,
Желчь
мужей, услада жен —
Пушкин
— в роли монумента?
Гостя
каменного — он ...?
К
пушкинскому юбилею
Тоже
речь произнесём:
Всех
румяней и смуглее
До
сих пор на свете всём,
Всех
живучей и живее!
Пушкин
— в роли мавзолея?..
(1)
В
этом цикле Цветаева открыто спорит с
теми, кто использовал пушкинский
авторитет в литературной критике для
нападок на новую поэзию. «Пушкин в роли
пулемёта», «в роли Командора», «в роли
мавзолея» - так, по мнению Цветаевой,
пытаются использовать имя поэта те, кто
глух к самой сути пушкинской поэзии.
Уши
лопнули от вопля:
Перед
Пушкиным — во фрунт!
А
куда девали пекло
Губ,
куда девали — бунт
Пушкинский,
уст окаянство?
(1)
И
до сих пор многие считают, что поэт —
это олицетворение «меры» и гармонии. А
цветаевский Пушкин — дерзкий, бешеный,
«скалозубый, нагловзорый» «африканский
самовол», «Тот, кто царскую цензуру
Только с дурой рифмовал». Это жаркий и
вольнолюбивый Пушкин, бесстрашный перед
опасностью, перед царём, перед стихией.
А когда дело доходит до «меры», Цветаева
негодует:
Чувство меры? Чувство моря
Позабыли — о гранит
Бьющегося?..
(1)
Жар,
огненность, независимость и непокорство
— это бесспорные достоинства человека
по Цветаевой. И совсем неслучайно, что
её любимые пушкинские произведения —
это «Цыгане», «Бесы», «Пир во время
чумы», полтавский бой в «Полтаве», «К
морю», то есть те его творения, где
особенно сильно и открыто выразился
пламенный и независимый нрав поэта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий