Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

суббота, 29 июня 2024 г.

«ОН В РИМЕ БЫЛ БЫ БРУТ, В АФИНАХ ПЕРИКЛЕС...»

И.Е. Вивьен. Портрет П.Я. Чаадаева. 1820-е годы

Он вышней волею небес 
Рождён в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут, 
в Афинах Периклес,
А здесь он – офицер гусарской.
(А.С. Пушкин. К портрету Чаадаева. 1817-1820)

В стране широко отметили 225-ю годовщину со дня рождения А.С. Пушкина. Но как-то совсем неслышно на следующий день после пушкинского прошёл 230-й юбилей Петра Яковлевича Чаадаева (7.06.1794– 14.04.1856), выдающегося мыслителя, философа и публициста, чьё влияние на Пушкина было изумительным. Он заставлял его думать, мыслить. В.Вересаев в книге «Спутники Пушкина» пишет:

«Чаадаев был умён, он думал о том, о чём никогда не думал Пушкин... Взгляд Чаадаева на жизнь был серьёзен. Он поворотил Пушкина на мысль. Пушкин покидал свои дурачества в доме Чаадаева...

При исключительном уме, при необыкновенной образованности Чаадаев был ещё очень красив; белый, с нежным румянцем, стройный, тонкий, изящный, с великолепным лбом; товарищи называли его "le beau Tchadaef". Обладал безукоризненно-светскими манерами, был любезен, одевался с непринуждённым изяществом денди».

Всё это привлекало в Чаадаеве Пушкина, так же, как его ум и образованность. Об огромном умственном и нравственном влиянии на него Чаадаева Пушкин и сам рассказал в одном из своих посланий к нему:

...Ты был целителем 
моих душевных сил;
О неизменный друг, тебе я посвятил
И краткий век, 
уже испытанный Судьбою,
И чувства – может быть спасённые тобою!

Ты сердце знал моё 
во цвете юных дней;
Ты видел, 
как потом в волнении страстей
Я тайно изнывал, 
страдалец утомлённый;
В минуту гибели 
над бездной потаённой
Ты поддержал меня 
недремлющей рукой;

Ты другу заменил надежду и покой;
Во глубину души 
вникая строгим взором,
Ты оживлял её советом иль укором;
Твой жар воспламенял 
к высокому любовь;
Терпенье смелое 
во мне рождалось вновь;

Уж голос клеветы не мог меня обидеть,
Умел я презирать, умея ненавидеть...

Они вместе читали, беседовали, спорили на самые разные темы. Но главной темой было то, что тогда составляло  общую боль всех живых, неравнодушных друзей: гнёт самодержавия, отсутствие свобод, тяжёлое положение страны.

Весной 1820 года Пушкину грозила жестокая кара за его свободолюбивую лирику. Зная об этом, Чаадаев срочно приехал к Карамзину, озадачив последнего своим столь поздним визитом, и вынудил его незамедлительно обратиться к императору о помиловании молодого поэта. Как мы теперь знаем, наказание было заменено южной ссылкой Пушкина под началом генерала Инзова...

Пётр Яковлевич Чаадаев – одна из самых противоречивых и загадочных фигур общественно-политического движения в императорской России. Представитель древнего дворянского рода, друг декабристов, член тайных обществ и масонских лож, он всегда шёл своим путём, выбивался из общей колеи, давая повод для сплетен и домыслов, и, одновременно, сильно влиял на умы своих сплетников. Отказываясь идти в ногу с массами и сливаться с толпой, Чаадаев, может быть, сделал своим кредо знаменитое изречение из Книги Экклезиаста:

«Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё — суета и томление духа!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий