Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

четверг, 11 декабря 2025 г.

ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ. ДЕКАБРИСТ


Стихотворение «Декабрист» Осип Мандельштам создаёт летом 1917 года, когда на германском фронте крахом заканчивалось очередное наступление русских войск, а в Петрограде проходили кровопролитные демонстрации против Временного правительства. В этом стихотворении  поэт сказал о декабристах всё самое главное. По прошествии почти ста лет после восстания ему были очень хорошо видны их трагические и роковые заблуждения.


Мандельштам не первый раз обращался к историческим событиям, чтобы понять то, что происходило в его время. А интерес к началу XIX века у поэта ещё и историко-литературный. Эпоха эта была ключевой для Мандельштама, в ней жили и писали Батюшков, Пушкин, Тютчев — поэты, которым он был обязан своим  поэтическим мышлением, «диалог» с ними продолжался, делаясь все более интенсивным и важным, на протяжении всей жизни Мандельштама. 

Обращение его к декабристской теме происходит на фоне возрождения этой темы в послереволюционной прессе. 
А ещё в начале ХХ века в стране появились добровольные каторжане, которые выбрали путь отшельников, чтобы скрыться от суровой русской действительности. У автора к ним двоякое отношение. С одной стороны, он прекрасно понимает их искренние переживания за страну. Но ещё не закончилась Первая мировая война, когда «шумели в первый раз германские дубы» над могилами погибших солдат. Общество разделилось на тех, кто пошёл воевать, и тех, кто предпочёл оградить себя от ужасов войны ценой добровольной ссылки. Отсюда и иронические настроения поэта по отношению к своему герою, которому всё же важнее собственное благополучие и душевное спокойствие, пусть даже ценой отказа от жизни в столице. А сибирская глушь – как раз такое место, где можно чувствовать себя безопасно и при этом претендовать на роль добровольного «декабриста», променявшего «честолюбивый сон» на сруб в тайге. Чубук вместо привычных папирос, чай – вместо изысканного пунша, и доверительные разговоры о будущем страны под уютно потрескивающие в русской печи дрова… 

Мир катится в пропасть, поэт предчувствует скорую кровавую развязку, понимает, что «всё перепуталось». Но философскими рассуждениями о будущем и настоящем России страну не спасти. Только «декабристы» ХХ века предпочитают закрывать на это глаза, продолжая «сладко повторять: Россия, Лета, Лорелея» и верить в благополучный исход и счастливое будущее.

Осип Мандельштам. Декабрист 

– Тому свидетельство языческий сенат,–
Сии дела не умирают!
Он раскурил чубук и запахнул халат,
А рядом в шахматы играют.

Честолюбивый сон он променял на сруб
В глухом урочище Сибири
И вычурный чубук у ядовитых губ,
Сказавших правду в скорбном мире.

Шумели в первый раз германские дубы,
Европа плакала в тенётах.
Квадриги чёрные вставали на дыбы
На триумфальных поворотах.

Бывало, голубой в стаканах пунш горит,
С широким шумом самовара
Подруга рейнская тихонько говорит,
Вольнолюбивая гитара.

– Ещё волнуются живые голоса
О сладкой вольности гражданства!
Но жертвы не хотят слепые небеса:
Вернее труд и постоянство.

Всё перепуталось, и некому сказать,
Что, постепенно холодея,
Всё перепуталось, и сладко повторять:
Россия, Лета, Лорелея.
1917

Комментариев нет:

Отправить комментарий