М.: ОЛМА-МЕДИА/Просвещение, 2014
В поэзии Льва Мея немало стихов, написанных на библейские мотивы.
Остановлюсь на одном из стихов. «Эндорская прорицательница» была написана в 1857 году. Поэту исполни-лось тогда 35 лет. Примерно в то же время Н.Н.Ге написал картину на этот сюжет.
Саул разгневан и суров:
Повсюду видит тайный ков;
Везде врагов подозревая,
Он в лютой ярости, из края
Изгнал пророков и волхвов...
Текст, как видим, актуален не только в ветхозаветные времена и в XIX веке, а во все эпохи.
Согласно ветхозаветному повествова-нию, Саул — первый царь народа Изра-иля и основатель единого Израильско-го царства, создатель регулярной ев-рейской армии. В годы его правления, по преданию и об этом же мы прочи-тали у Льва Мея, из страны были изг-наны все волхвы, прорицатели и про-роки. В стихотворении есть замеча-тельная строфа и, особенно если под прорицателями понимать поэтов-про-роков, эти слова звучат как предупре-ждение для правителей всех времён и народов:
То царство распадётся в прах,
В пучине зол и бед потонет,
Где царь пророков вещих гонит
И тщится мысль сковать в цепях!
Так всё закончилось и для Саула. Но он об этом пока не знает. В минуту опасно-сти, когда Сион был окружён врагами, а Саул захотел узнать исход битвы, ему об этом уже некого было спросить. Тог-да царю подсказали, что в Эндоре жи-вёт одна духовидица-прорицательница. Саулу ничего не оставалось, как обра-титься к ней. Не раскрывая себя, он задаёт женщине свои вопросы. Далее следует текст Льва Мея:
«Я знаю, – царь промолвил ей, –
Тебе, на вызов твой теней
Являет тёмная могила:
Внемли же мне и Самуила
Из гроба вызови скорей».
Ему старуха: «Я не смею:
Могильной чарою владею,
Но гнева царского страшусь... »
И отвечал ей царь: «Клянусь
Душой и жизнию моею –
Саул простит тебя, жена!»
... И – тайным ужасом полна
И прорицанья вещим жаром –
Старуха приступила к чарам...
Но вдруг замедлилась она,
Умолкла, вся затрепетала...
«Ты – сам Саул! – она сказала. –
Зачем меня ты обманул?.. »
И молвил ей в ответ Саул:
«Скажи, пророчица, сначала,
Что видишь?» – «Вижу я вдали
Богов, исшедших из земли».
«Кого ты увидала прежде?»
– «Кто-то в шёлковой одежде,
В покрове белом...» – «Но внемли
И отвечай, – Саул ей снова. –
Лицо ты видишь сквозь покрова?»
Старуха: «Вижу: он седой,
В кидаре, с длинной бородой...»
И царь Саул не молвил слова
И в прах главу свою склонил...
Тогда Саулу Самуил
Вещал: «Зачем ты потревожил
Мой дух и дерзостно умножил
Грехи пред господом всех сил?»
Саул: «Вот... ополчившись к бою,
Спросил я господа с мольбою:
Предаст ли в руки мне врагов?
Но не ответил Саваоф...»
– «Зане прогневан я тобою!
Зане на смерть обречены
И ты, и все твои сыны! –
Пророк усопший возглашает. –
«Тобой Израиль погибает
И ввержен в ужасы войны.
Не ты ль добра личиной лживой
Прикрыл свой дух властолюбивый
И угнетенья семена
В Израиль высеял сполна?
Любуйся ж, пахарь, спелой нивой
И жни на ней позор и страх...
То царство распадётся в прах,
В пучине зол и бед потонет,
Где царь пророков вещих гонит
И тщится мысль сковать в цепях!»
И поднял он покров над ликом...
Саул восстал с безумным криком...
По преданию на следующий день в битве три сына Саула были убиты, а сам царь покончил с собой. Об этом же читаем у Л.Мея:
... А утром бой был... а потом
Саул пронзил себя мечом, –
В урок неистовым владыкам.
2.09.1857
Комментариев нет:
Отправить комментарий