Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

воскресенье, 7 апреля 2024 г.

СЕРГЕЙ БЕЛЯКОВ. ТЕНЬ МАЗЕПЫ

М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2023

Последнее, что попадалось о Гоголе – «Нация и Гоголь» историка и литературоведа Сергея Белякова. Это часть XIII его фундаментального исследования «Тень Мазепы» (АСТ, 2023). Приведённый отрывок о любви Николая Васильевича к дороге и путешествиям, роли природы в его произведениях, любопытные замечания об отношении писателя к русскому и украинскому пейзажам...

«"Дорога, дорога! Я сильно надеюсь на дорогу", – писал Гоголь Сергею Тимофеевичу Аксакову. Как известно, Николай Васильевич любил путешествия. Дорога служила ему лекарством, дорога стала его образом жизни. Дорога перешла из реальности в литературу. Дорога спасает Хлестакова и Чичикова от неминуемого разоблачения, позора, даже, вероятно, ареста. О дороге как о спасении, об избавлении, мечтает Попришин: "Дайте мне тройку быстрых, как вихорь, коней! Садись, мой ямщик, звени, мой колокольчик..."

...Долгие путешествия по России и Европе давали возможность наблюдать быт и нравы жителей, сравнивать природу и климат, любоваться пейзажем – родным и близким, экзотическим и удивительным, чужим и надоевшим, постылым...

На пути из Петербурга в Москву, из Москвы в родную малороссийскую Васильевку Гоголь долгие дни и даже целые недели мог наблюдать природу центральной России, собственно, Великороссии, коренной русской земли. Гоголю эта страна, очевидно, не нравилась. Читатель наверняка вспомнит хотя бы один эпизод гоголевской дорожной поэмы:

"Едва только ушёл назад город, как уже пошли писать, по нашему обычаю, чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор. Попадались вытянутые по снурку деревни, постройкой похожие на старые складенные дрова, покрытые серыми крышами с резными деревянными под ними украшениями в виде висячих шитых узорами утиральников. Несколько мужиков, по обыкновению, зевали, сидя на лавках перед воротами в своих овчинных тулупах. Бабы с толстыми лицами и перевязанными грудями смотрел из верхних окон; из нижних глядел телёнок или высовывала слепую морду свою свинья.Словом, виды известные".
("Мёртвые души")

Виды известные... Сказано как об истине, не подлежащей сомнению. Легко и просто Гоголь лишает целую страну красоты и очарования. Но будем справедливы: русская природа долго не считалась достойной искусства художника. Сильвестр Щедрин и Александр Иванов на целые десятилетия покидали Россию, чтобы написать "Лунную ночь в Неаполе", "Веранду, обвитую виноградом" или "Аппиеву дорогу". И даже Иван Шишкин ещё в середине шестидесятых писал "Тевтобургский лес" и "Вид в окрестностях Дюссельдорфа".

Настоящий русский пейзаж появляется лишь с рубежа 60-70-х годов XIX века, с "Оттепели" Фёдора Васильева, с "Лосиного острова" и "Грачей" Алексея Саврасова, с картины "Полдень. В окрестностях Москвы" Ивана Шишкина.

Литература открыла русский пейзаж намного раньше. Действие "Записок охотника" происходит приблизительно в тех же местах, которые не раз проезжал Гоголь, возвращаясь на Украину...

Гоголь, гений изобразительности, мог бы описать русский пейзаж так же прекрасно, как описывал украинский, но глаз его скользит по чужим избам, чужим лесам, чужим деревьям, не замечая красоты. Разве что сад Плюшкина прекрасен "в своём картинном запустении". Но и эта величественная картина навеяна воспоминаниями о другом, вовсе не русском, а именно малороссийском саде в родной Васильевке. Это там соединились вместе природа и искусство, это там по "труду человека" прошла "окончательным резцом своим природа". Гости, приезжавшие в родное имение Гоголейи впервые видевшие сад, разбитый Василием Афанасьевичем, украшенный Николаем Васильевичем и его сёстрами, часто вспоминали именно сад Плюшкина».
(Сергей Беляков. Тень Мазепы. Часть XIII. Нация и Гоголь. – М., 2023. – С. 595-601).

Комментариев нет:

Отправить комментарий