Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

воскресенье, 8 октября 2023 г.

ИВАН ШМЕЛЁВ НА ВАЛААМСКИХ ОСТРОВАХ

Издательство «Благовест», 2023.

В 1895 году, будучи студентом Московского университета, Иван Сергеевич Шмелёв женился. Молодожёны захотели совершить свадебное путешествие на Валаамские острова. В августе с парохода «Петра I» в числе паломников и монахов будущий писатель с юной женой ступил на берег Валаама.

Шмелёв был потрясён суровой красотой скалистых берегов Валаама. Он провёл в монастыре несколько недель. Поездка не осталась бесследной. Вернувшись в Москву, под впечатлением от увиденного, Шмелёв написал книгу «На скалах Валаама. За гранью мира». Книга вышла в свет в 1897 году. 

Спустя сорок лет, уже в эмиграции, Шмелёв, тоскуя по Родине, вспоминал молодость и тогда же вновь обратился к Валааму как символу России. Он написал вторую книгу об острове под названием «Старый Валаам». 

«... Многое переменилось: и во мне, и – вне. Россия, православная Россия – где? какая?… Валаам остался, уцелел. Всё тот же? Говорят, всё тот же. Слава Богу… Раньше – жил Россией и душой народной. Ныне – Россия не слышна, Россия не приходит, не приносит своих молитв, труда, копеек, умения. Но он стоит и поныне. Светлый. Его не разрушают, не оскверняют, не взрывают. Как и св. Афон, Валаам поныне светит. Афон - на юге, Валаам - на Севере. В сумеречное наше время, в надвинувшуюся "ночь мира", нужны маяки… Я вспомнил, светлую страницу – в прошлом… И вот, живые нити протянулись от "ныне" – к прошлому. И это прошлое мне светит...

Помню, в конце августа, в тяжкие дни сомнений и блужданий, чуть не отчаяния, пошёл я за реку Клязьму, – уйти от себя, забыться. Я зашёл в глушь, в чапыжник, – ушёл из мира. Вспомнился Валаам, святая его пустыня. Такие же ели мшистые, такая же тишина глухая. С той поры десять лет откатилось, был я тогда студентом, – как же это давно было! …Помню, лежал на пригорке, думал в тоске давящей, искал "пути". И вдруг, как в лесах на Валааме… далёкий-далёкий звон, особенный звон, с подтреском, будто на деревянных струнках перебирает кто-то… ближе, громчей, слушней. Вспомнилось – журавли?! С той, Валаамской "встречи", – как раз десять лет минуло! Тот же косяк, углом, с неровными краями, тот же... как там, на Валааме… Я все, позабыв, мысленно уносился с ними в голубизну. Эти две "встречи" слились в одно. С того и началось писательство».

Комментариев нет:

Отправить комментарий