Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

понедельник, 26 июня 2023 г.

МОЙ "УЛОВ" С КНИЖНОЙ ЯРМАРКИ


Вот какой экскурс в историю татарско-го книгоиздания и удивительные нало-жения-совпадения произошли со мной на ярмарке. Книги, о которых расскажу, шли ко мне сами, я не собиралась их приобретать. Но в результате – очень рада, что мы друг друга нашли :) 

Сначала в одном павильоне мне пред-ложили посмотреть целую серию дет-ских репринтных изданий. Я не искала их, я там оказалась скорее случайно, чем целенаправленно, но моё прошлое детского библиотекаря, которое у меня, может, на лице написано, раз мне их предложили, заставило мимо не прой-ти,задержаться и перебрать всю серию, тем более, что когда-то она мне очень нравилась, и я помню из неё прижиз-ненные издания детских книг Маяков-ского, Маршака, Бианки, etc. с рисунка-ми Лебедева и других известных иллю-страторов. 

Распространители на книжных ярмар-ках люди общительные, разговорчи-вые, а мне попалась ещё и добрая, не-хорошо было уходить просто так, и я выбрала незнакомую мне прежде кни-гу – "Детям о газете" Н.Г. Смирнова и московских художниц Галины и Ольги Чичаговых, – про которую Ольга Мяэ-отс сказала, что она написана с таким вдохновением, что хочется сразу по-пробовать себя в роли наборщика или корректора, а то и издателем себя по-чувствовать. Дети не только знакомят-ся с людьми самых разных профессий, участвующими в выпуске газетного номера. Закрыв последнюю страничку, они точно усвоят, что газеты выпуска-ют не за тем, чтобы из них делать тре-уголки, или заворачивать в них какие-то вещи... Они получают, возможно, самое первое представление, для чего действительно выпускают газеты.

Книжный фестиваль на библиотечной площадке 

Это был репринт московский, а теперь – про казанские переиздания.

А потом мы подошли к павильону ка-занского Центра современной культу-ры "Смена" и выбирали открытки с на-циональной тематикой, очень нам при-глянулись работы Сони Лигостаевой. И в качестве бонуса к открыткам (!) полу-чили в подарок сразу несколько ре-принтных книжек, которые "Смена" совместно с Национальной библиоте-кой переиздала специально к этому фестивалю. Было неожиданно и очень приятно. В этот набор вошли четыре  книги. 

Александра Платунова окончила Казан-скую художественную школу в 1916 году, позднее пять лет преподавала здесь в художественном училище. Она родилась в семье иконописца, а про-славилась как художник-авангардист.

Её работа "Буквы. Алфавит" никогда книгой не была. 33 страницы, каждая из которых – одна буква, выполнены на отдельных листах в технике линогравю-ры и изданы в Казани в 1925 году. А уже современные издатели представи-ли "Буквы" в книжном формате.

В 1934 году татарский художник-конст- руктивист Фаик Тагиров в соавторстве с сестрой Суфиёй Тагировой выпустил на латинице иллюстрированный до-школьный букварь "Безнен Алиф" ("На-ша Азбука"). Теперь её переиздали.

Поэт и переводчик Кави Наджми, полу-чивший славу как татарский поэт-има-жинист и переводчик на татарский язык произведений русских классиков, и художник Шакир Мухаметжанов в своё время создавали и возглавили Союз татарских писателей и Союз татарских художников. В 40-е годы они занимались и общественной работой. Книга "На книжной фабрике" (1948) – совместная работа этих двух звёзд татарской культуры и представляет она собой ещё одну детскую "производст-венную" книжку о том, как книга созда-ётся: со времени написания её автором до того момента, когда она появляется на полках книжного магазина.

Последняя книга – татарская сказка «Гульчечек» с иллюстрациями извест-ной казанской художницы, мастера графики Ирины Колмогорцевой, кото-рая оформила более ста книг для из-дательств Казани, Москвы, Свердлов-ска, Киева, Львова. "Гульчечек" впер-вые была издана в московском изда-тельстве "Малыш" в 1967 году 100-ты-сячным тиражом и распространялась по всему Советскому Союзу.

Парк Чёрное озеро – одна из площадок Казанской книжной ярмарки 

Сегодня по этим книгам можно просле-дить развитие местной книжной гра-фики от первого послереволюционного десятилетия, которое теперь называют Золотым веком отечественной книж-ной графики, через более строгий образ книги сороковых годов и до периода Оттепели и середины 60-х годов, став-шем новым ярким всплеском в исто-рии книжной иллюстрации.

Национальная библиотека РТ – ещё одно место проведения Казанского книжного фестиваля

Комментариев нет:

Отправить комментарий