М.: Время, 2017.
Г. Державин. Властителям и судиям
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падёте,
Как с древ увядший лист падёт!
И вы подобно так умрёте,
Как ваш последний раб умрёт!
Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царём земли!
1780
«...Конечно, Гавриил Романович не был революционером. Но он видел много несправедливости, постоянные нару-шения закона, воровство, сказочное богатство одних и крайнюю бедность других. В меру своих сил пытался исп-равить жизнь, но только наживал вра-гов. И в итоге написалась эта "гневна ода". Наверняка Державин надеялся с её помощью открыть глаза императри-це на истинное положение дел, даже припугнув высшей карой заставить "от сильных защитить бессильных".
Это вообще должно быть естествен-ным стремлением любого творческого человека. И даже если плохо абсолют-ному меньшинству, творческие люди обязаны сделать так, чтобы это мень-шинство заметила власть, помогла, "спасла от бед невинных"... Сегодня власть воспринимает критику в свой адрес, акции протеста, в которых не-редко участвуют деятели культуры, литераторы, как выступления врагов России, пятой колонны, нацпредателей. По-моему, это не так. Скорее, критико-вать власть, участвовать в протестных митингах, шествиях творческую интел-лигенцию заставляет желание справед-ливости...
К сожалению, мало сегодня произведе-ний литературы, подобных "Властите-лям и судиям"... Да и вообще слово сегодня маловесно, а жаль – к слову "земным богам" стоило бы прислуши-ваться, в противном случае неуслышан-ное слово способно превратиться в действие. А Державин в своём стихо-творении, как ни крути, как ни оправды-вайся, и призывает к действию...».
(Роман Сенчин. Я пиит – я не умру. 2014)
Комментариев нет:
Отправить комментарий