Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

воскресенье, 25 сентября 2022 г.

«В ЕГО СЕРДЦЕ, ТАК ЖЕ КАК И В УМЕ, СОЕДИНИЛОСЬ ВСЁ САМОЕ ЛУЧШЕЕ»

О.В. Дмитренко. Портрет Дмитрия Владимировича Веневитинова. 2013

26 сентября родился Дмитрий Влади-мирович Веневитинов (1805-1827), рус- ский поэт-романтик, переводчик, проза-ик, философ. 

Дмитрий Веневитинов не дожил до 22-го дня рождения, биография его оказа-лась слишком короткой. Но на то, что-бы войти в историю русской литерату-ры и культуры, этого вполне хватило.

Когда Пушкин приехал в Москву из ми-хайловской ссылки, Веневитинову едва исполнился 21 год. За год с небольшим до этого, ещё в Михайловском, Пушкин прочёл «Разбор статьи о "Евгении Оне-гине"» в "Московском телеграфе" (1825, №5). И, естественно, в Москве Пушкин захотел познакомиться с автором "Раз-бора", скрывавшимся по псевдонимом "–въ". 

"Это единственная статья, – говорил Александр Сергеевич, – которую я про-чёл с любовью и вниманием. Всё оста-льное – или брань, или переслащённая дичь".  Так рассказывал Соболевский.

Узнав Веневитинова лично, Пушкин проникся глубокой симпатией к обаяте-льному юноше.

Плетнёв писал о поэте:
"Веневитинов одарён был талантами самыми увлекательными. Живопись и музыка, поэзия и философия обрабаты-ваемы им были не по велению суетнос-ти, но по врождённой склонности, кото-рую оправдал он замечательными опы-тами. Верный и независимый вкус, бла-городный и открытый образ мыслей, светлый и живой ум, детское просто-сердечие и знание потребностей лучше-го общества, дружелюбие и мечтатель-ность так пленительно сливались и об-наруживались в нём, что, узнав его, не-льзя было его не любить. В его сердце, так же как и в уме, соединилось всё лучшее".

Дмитрий Веневитинов. Сонет

Спокойно дни мои цвели 
в долине жизни;
Меня лелеяли веселие с мечтой;
Мне мир фантазии 
был ясный край отчизны,
Он привлекал меня знакомой красотой.

Но рано пламень чувств, 
душевные порывы
Волшебной силою разрушили меня:
Я жизни сладостной 
теряю луч счастливый,
Лишь вспоминание от прежнего храня.

О муза! я познал твоё очарованье!  
Я видел молний блеск, 
свирепость ярых волн;
Я слышал треск громов 
и бурей завыванье:
Но что сравнить с певцом, 
когда он страсти полн?

Прости! питомец твой тобою погибает,
И, погибающий, тебя благословляет.
[1824, 1825]

Комментариев нет:

Отправить комментарий