Муха 🪰
Бык с плугом
на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» —
от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит:
«Откуда? — мы пахали!»
От басни завсегда
Нечаянно дойдёшь до были.
Случалось ли подчас
вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»
1805
21 сентября исполняется 260 лет со дня рождения русского поэта-сентимента-листа, баснописца, государственного деятеля Ивана Ивановича Дмитриева (1760-1837).
Иван Иванович происходил из дворянс-кого рода Дмитриевых, которые были потомками смоленских князей. По ма-теринской линии он был потомком зна-менитого рода Бекетовых. Родился в селе Боголюбовка Казанской губернии (позднее оно оказалось в Симбирской губернии). В раннем детстве будущий поэт учился в частном пансионе в Казани.
В 17-летнем возрасте под влиянием журналиста Николая Новикова начал писать сатирические стихи. В том же году в журнале Новикова состоялся литературный дебют И. Дмитриева – публикация стихотворения «Надпись к портрету князя А.Д. Кантемира» с поже-ланием успехов юному поэту.
В молодые годы Дмитриев дружил с Карамзиным, который приходился ему дальним родственником и оказал на него огромное влияние, познакомив с книгами французских просветителей. Был близок с Державиным, в доме ко-торого состоялось знакомство со мно-гими известными в то время поэтами и писателями. Ориентиром для себя поэт считал стихи Ломоносова, Сумарокова, Хераскова.
Дмитриеву в какой-то мере мы обяза-ны появлением Крылова-баснописца. Крылов был ещё начинающим литера-тором, когда в 1805 году принёс Дмит-риеву свои басни. Дмитриев привет-ствовал их словами:«Это истинный ваш род, наконец вы нашли его!». Именно под воздействием уговоров Дмитриева Крылов преодолел своё отвращение к басенному жанру и стал писать басни систематически.
Басня не является русским жанром, но она любима нашим читателем. Басни Дмитриева не считались образцом на-родности. Это обстоятельство дало впоследствии основание А.С. Пушкину заявить, что все они «не стоят хорошей басни Крылова». Тем не менее, басни Дмитриева отличаются по изящности слога, правильности стиха, хорошей по-даче и от этого не менее ценны. Они проверены временем и остаются акту-альными.
Приведу несколько небольших басен И.И.Дмитриева. Они совсем другие, чем те, к которым мы привыкли в творчест-ве Крылова, но не менее интересны, остроумны и звучат очень современно:
В о р о б е й и З я б л и ц а 🐦
«Умолк Соловушка!
Конечно, бедный, болен
Или подружкой недоволен,
А может, и несчастлив в ней!
Мне жалок он!» —
сказал печально Воробей.
«Он жалок? —
Зяблица к словам его пристала. —
Как мало в сердце ты читал!
Я лучше отгадала:
Любил он, так и пел;
стал счастлив — замолчал».
1803
Б ы к и 🐄 К о р о в а
Как жалок ты! —
Быку Корова говорила.—
Судьба тебя на труд
всегдашний осудила».
Наутро повели Корову на убой,
К закланию богам.
Бык, вспомни речь вчерашню,
«Гордись, красавица, —
сказал, — своей судьбой:
Ты к алтарям идёшь,
а я — опять на пашню».
1810
🐘 С л о н и 🐁 М ы ш ь
Как ни велик и силен Слон,
Однако же и он
Пойман мудростью людскою:
Превосходительный тяжёлою стопою
Ступил по хворосту —
и провалился в ров.
Чрез час потом
и Мышь подверглась той же доле.
Но Мышке там простор;
она, не тратя слов,
Пошла карабкаться
и выпрыгнула в поле;
А великан мой, став по нужде философ,
Не могши в западне
ниже пошевелиться:
«Увы! — кричит. —
К чему ведёт нас толщина?
Что в росте?
Мелочным не страх и провалиться,
И Мышка в западне свободнее Слона!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий