Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

четверг, 27 апреля 2023 г.

А.Н.ОСТРОВСКИЙ НА ФРАНЦУЗСКОЙ СЦЕНЕ

Комеди Франсез

На сегодняшний день самым популяр-ным драматургом в мировом театре является, видимо, Антон Павлович Чехов. Интерес театра к драматургии Чехова совпал и на Западе, и у нас, на его родине. Но существует ли такое же совпадение в отношении к другому великому русскому драматургу – А.Н. Островскому, произведения которого содержат ярко выраженный «нацио- нальный оттенок»? Чтобы ответить на вопрос, надо, наверно подробно сопос-тавить драматургию Островского с творчеством, например, французских драматургов второй половины XIX века. Хотя вот Т.Б. Проскурникова, сделавшая обзор постановок по пье-сам Островского во французских теат-рах в статье, посвящённой «франкого-ворящему Островскому», вполне резон-но считает, что сравнивать творчество русского драматурга нужно совсем не с коллегами-драматургами. Островского лучше сравнить с великим француз-ским романистом Бальзаком. «Наличие сходных тем и даже персонажей столь очевидно, – пишет Т.Б.Проскурникова, – что и упоминать об этом как-то неловко. Не только масштаб таланта, но и глубина проникновения в суть человеческой природы, раскрывающей себя в новых экономических и этичес-ких условиях, роднят их. И, может быть, российский вариант бальзаковской «Человеческой комедии» легче всего обнаружить в творчестве Островского, в его почти шести десятках пьес?». (Т.Б.Проскурникова. Как приходит комедиограф на «чужую сцену»)

Одеон (Театр Европы)

В ХХ веке в Европе пьесы Островского ставились ещё в годы Первой мировой войны. Ставились они и позднее, хотя и не часто. В 1990 году, 140 лет спустя после того, как в крепостной России Островский завершил свою первую значительную пьесу, молодой швейцар-ский режиссер Э.Луашмоль в благопо-лучной Швейцарии поставил её, «Свои люди — сочтемся!», показав разрыв между молодым и старым поколения-ми людей, делающих деньги. 

Именно эта постановка показала, на-сколько интересной и непредсказуемой может оказаться судьба произведений Островского в других странах, если бы они были внимательно прочитаны ре-жиссёрами.

Театр Де Ля Вилль

Но во Франции Островский  восприни-мался как бытописатель страны, давно и безвозвратно ушедшей эпохи, ни в чём не перекликающейся с новым ве-ком. По этой причине интерес к драма-тургу здесь практически отсутствовал.

Чехов тоже долгое время  был интере-сен лишь узкому кругу специалистов. И только в середине 50-х годов ряд фран-цузских режиссёров, убрав из своих по-становок «этнографический контекст», представили Чехова как «универсаль-ного автора на все времена».

Как никто больше для Островского во французском театре сделал Бернар Со-бель, который в 80-е годы поставил «Го-рячее сердце», «Пучину» и «Лес». Значи-тельно позднее, в 2006 году, Бернар Со-бель вернулся к творчеству русского драматурга и поставил "Таланты и пок-лонники". Очень рано Собель заинтере-совался русской драматургией. Но он не сводил содержание пьес к бытопи-сательству и обличению нравов. По убеждению Собеля, Островский — один из самых острых и универсальных драматургов, который в своих пьесах выдвигал непреходящие проблемы и постоянно бередил раны общества. И сегодня он точно попадает в цель, потому что, несмотря на внеш-нюю отдалённость описанной эпохи, он позволяет каждому зрителю «вычи-тать» что-то своё и понять что-то в себе, не отождествляя при этом себя с пер-сонажем.

Буфф Дю Нор (Театр "пустого пространства" Питера Брука)

Собель признавался, что никогда не брался за Чехова не потому, что «все его ставят», но потому, что ему ближе «мир Островского». Французский ре-жиссёр считал самым близким Остров-скому по духу из русских писателей До-стоевского. И среди персонажей Ост-ровского Собель справедливо находил немало «униженных и оскорблённых». Очень важное свойство его пьес заклю-чено в том, что именно у людей ничем не примечательных и самых обычных драматург обнаруживает стремление к полнокровной духовной жизни и высо-кие представления о достоинстве и чести.

Собель делал акцент на том постоян-ном противоречии личности и общест-ва, в котором среда подавляет благо-родные порывы «маленького челове-ка». Режиссёра привлекала драма за-висимости человека от общества, от его законов. Островский был интересен ему не связью с определенной эпохой или национальным укладом, а органич-ным сочетанием самобытного и обще-человеческого, реального и фантасти-ческого. 

Островский многому учился у своих предшественников – Шекспира, Галь- дони, Мольера. И для Собеля очень важным оказалось обнаруженное в дневниках Островского его определе-ние магии шекспировского театра: «…в ложь сказки он вводил правду жизни». Эта мысль совпадала с его собствен-ным представлениями. Собель полагал, что приведёнными словами можно во многом определить и театр самого Ост-
ровского.

Комментариев нет:

Отправить комментарий