Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

среда, 12 апреля 2023 г.

ЮБИЛЕЙНАЯ СТАТЬЯ ИГОРЯ СУХИХ ОБ ОСТРОВСКОМ В ЖУРНАЛЕ "НОВЫЙ МИР"


"Критика и эстетика Серебряного века (о чем мы часто забываем) пересмот-рела и утвердила репутации большин-ства русских классиков — от поэта сверхчеловечества Лермонтова и мис-тика Гоголя, до Тютчева и Некрасова как двух тайн русской поэзии.

Исключением из этой тенденции были, пожалуй, лишь Тургенев и Островский.
Его практически не заметили символи- сты, особенно — поздние, более радика-льные, модернисты. Его творчество ак-куратно обошёл почти обо всех написа-вший К.И. Чуковский. Кратко и брюзг-ливо отозвался о нём Ю. Айхенвальд (один из немногих отрицательных порт-ретов в «Силуэтах русских писателей):

«В общем, он глубоко некультурен, Ост-ровский, внешний, элементарный, в на-ивности своих приёмов, на плоскости своих комедий-пословиц, со своей про-писной назидательностью и поразите-льным непониманием человеческой души».

Выдуманность персонажей и устаре-лость конфликта — даже при изумите-льной игре актеров МХТ — только и за-метил в «На всякого мудреца довольно простоты» неутомимо писавший обо всем и обо всех В. В. Розанов. «Ни од-ного лица (выделено автором — И.Су-хих) из тех, каких я видел на сцене, я уже не видал ни разу в жизни. Пьеса написана в эпоху преобразований Александра II-го, и я думал не без ве-ликого смущения: неужели через пять-десят лет наши теперешние физионо-мии, теперешние наши души, наши вол-нениями, страхи и надежды также со-вершенно исчезнут с лица земли, пре-вратятся в такой же невозможный гардероб старых париков и изношен-ных костюмов, и глупых-преглупых разговоров, какой я видел перед собою на сцене?!!..»

Ситуацию отчасти исправляют театра-льные люди (Южин-Сумбатов, Мейер-хольд), о чём уже говорилось выше. Но они не столько открывают, сколько на-поминают — в духе А. Григорьева: об Островском-романтике, мистике, поэте народной жизни.

В юбилейный, уже послереволюцион-ный год эту позицию чётко формулиру-ет Михаил Кузмин: 

"Дело ближайшего будущего разорвать внешнюю, хотя и традиционную, связь театра Островского с определенным театральным направлением и вернуть эту сокровищницу драматической поэ-зии в настоящую её область — область свободного, полного, многообразного театрального искусства, а не направле-ния. Там место Островскому и его про-изведениям, только там обнаружат они свою неувядаемость и живучесть, сде- лавшись подлинно всенародными и всетеатральными"...»

ИГОРЬ СУХИХ — Островский: драма как мир и драма как повод. К 200-летию со дня рождения драматурга. "Новый мир"
, 2023, № 3:

http://new.nm1925.ru/articles/2023/03-2023/ostrovskiy-drama-kak-mir-i-drama-kak-povod/

Комментариев нет:

Отправить комментарий