М.Н.Воробьёв. Вид на Кремль со стороны Устьинского моста.1810-е годы. Фрагмент
Именно с этим городом связаны основные вехи его творческой судьбы: в 1847 году в «Московском городском листке» была напечатана его первая пьеса «Картина семейного счастья».
В январе 1853 года на сцене Большого театра состоялся его дебют как драма-турга ("Не в свои сани не садись"). Из сорока семи его пьес сорок шесть были поставлены при жизни на сцене Малого театра, который по праву назы-вают теперь «домом Островского». Мир театра неудержимо увлёк Островского ещё в университетские годы.
Мир театра неудержимо увлёк Остров-ского ещё в университетские годы. Ма-лый театр неслучайно называли «вто-рым Московским университетом», актё-ры и профессура поддерживали тесные дружеские отношения, а студенты, до отказа заполнявшие зал, были его пос-тоянными посетителями и верными по-читателями. Завсегдатаем театральных постановок был и Александр Остров-ский, признававшийся потом, что зна-вал московскую труппу с 1840 годов.
С первых посещений Островский по-знакомился и подружился с Провом Садовским и многими другими актё-рами, пронёс эту дружбу и любовь к театру через всю жизнь. Глубочайшее знание актерского быта, жизни сцены, актерской психологии – всё это позво-лило ему впоследствии создать такие шедевры, как «Лес», «Таланты и пок-лонники», «Без вины виноватые».
В Москве Островский сменил несколь-ко адресов и в разное время жил в разных местах, но при этом не терял связей с родным Замоскворечьем, продолжал общение с купцами, при-казчиками, лавочниками, мещанами, многие из которых были для него близкими людьми.
«Я знаю тебя, Замоскворечье, - писал драматург, – я сам провёл несколько лет жизни в лоне твоём, имею за Москвой-рекой друзей и приятелей и теперь ещё брожу иногда по твоим улицам. Знаю тебя и в праздники и в будни, в горе и в радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулоч-кам».
В конце жизни Островский возглавил репертуарную часть московских теат-ров. Находясь на этом посту, драматург надеялся провести важные реформы императорских театров, улучшить наци-ональный репертуар, стабилизировать положение авторов и актеров. Он бо-ролся за создание частного народного театра, который должен был стать об-разцом для остальных театров страны.
Вся титаническая деятельность писате-ля была направлена на дальнейшее развитие русского театрального дела и развитие родного города: «...Москве ну-жен прежде всего Русский театр, нацио-нальный, всероссийский. Это дело не-отложное, – вопрос о Русском театре в Москве стоит прежде вопроса о свобо-де театров и независимо от него. Рус-ский театр в Москве – дело важное, патриотическое».
Любовь и патриотические чувства к родному городу выражены в словах Островского:
«...Москва – патриотический центр государства, она недаром зовётся сердцем России... В Москве всякий приезжий... невольно проникается русским духом. В Москве всё русское становится понятнее и дороже».
Комментариев нет:
Отправить комментарий