Островский, Римский-Корсаков, Савва Иванович Мамонтов и Виктор Михайло-вич Васнецов
«– Но что со мной:
– блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О мать-Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течёт во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь… и в сердце … и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви!..»
Этот монолог вслед за Снегурочкой может произнести каждый влюблён-ный человек – так точно переданы автором чувства героини.
«... Можно подумать, что этот драма- тург, так называемый реалист и быто-вик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики».
А это К.С. Станиславский так образом отозвался о чудесной весенней сказке Остров-ского.
Есть интересные истории с замечатель-ным продолжением. Эта история нача-лась с того, что Александр Николаевич Островский, услышав народную сказку о ледяной девочке, написал в 1873 году поэтическую весеннюю сказку «Снегу- рочка» – о любви и вечном возрожде- нии природы. Она стала очередной вершиной творчества драматурга и любимой многими поколениями чита- телей и зрителей. Пьеса эта как бы завершала собой трилогию о любви, задуманную Островским: «Гроза», «Бес-приданнница» и вот – «Снегурочка», написанная белым стихом.
Композитор Н.А. Римский-Корсаков прочитал сказку Островского зимой 1879-80 года. И за два с небольшим месяца написал одноимённую оперу. (Ещё раньше, в начале 70-х, музыку к «Снегурочке» написал по просьбе Островского Чайковский, и его опера была тут же поставлена в Большом театре. Драматург и композитор тесно сотрудничали во время постановки).
Но и музыку Римского-Корсакова Ост-ровский оценил по достоинству (хотя музыкальные предпочтения, по свиде-тельству современника, отдавал всё же Петру Ильичу):
«Музыка к моей „Снегурочке“ удиви-тельная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой спе-рва снежно-холодной, а потом неудер-жимо страстной героини сказки».
В 1882 году русский меценат Савва Иванович Мамонтов захотел разыграть пьесу Островского у себя на домашней сцене в Абрамцево. Он обратился к Ви-ктору Михайловичу Васнецову с прось-бой, чтобы тот помог с декорациями к спектаклю и эскизами костюмов.
К слову сказать, самому Васнецову в спектакле досталась роль Деда Мо-роза.
Ещё чуть позже, в 1885 году, оперу Римского-Корсакова поставили в Русской частной опере Мамонтова. Эскизы декораций и костюмов снова делал, конечно, Васнецов.
В 1899 году (Островского уже не было в живых) художник вернулся к образу Снегурочки и написал одну из самых романтических картин, изобразив сне-жную красавицу на опушке зимнего леса.
Так история одной сказки объединила множество талантливых людей. А пред-ставленная здесь книга (Вита-Нова, 2020), проиллюстрированная извест-ной московской художницей Екатери-ной Ястребовой, стала современным её продолжением. Ястребова делала ри-сунки специально к этому изданию. И это была первая их публикация.
Комментариев нет:
Отправить комментарий