Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

понедельник, 18 апреля 2022 г.

ПАСХАЛЬНЫЙ ПОСТ #ВладимирМаяковский#ГодПамятиМаяковский90

Аркадий Пластов. Пасхальный натюрморт. 20-е годы ХХ века

Пасхальный пост
"А что же здесь написать? – думала я, – ведь у материалиста Маяковского вряд ли можно найти стихи про Пасху". Ока-залось, есть у Маяковского про Пасху и не одно – несколько. Только они про-блему не решили. Современному моло-дому читателю эти стихи ещё могут быть любопытны для раскрытия миро-воззрения великого поэта. Но не при-стало приводить их здесь в светлый день Воскресения Христа.

Лучше вспомним юность поэта, когда он учился в Училище живописи, ваяния и зодчества. Средств не хватало, и Мая-ковский зарабатывал тем, что расписы-вал пасхальные яйца. 

А ещё была история на Пасху, 3 марта 1915 года. В этот день в Петербурге от-крылась 1-я футуристическая выставка картин, после которой состоялись поэ-тические чтения (читал Маяковский) в квартире художника Николая Кульбина. Здесь же вся компания и встретила светлый праздник Воскресения. В ком-панию входили живописцы, поэты, де-ятели музыкального футуризма.

Присутствующие записали Пасхальные пожелания:

"Разум — каторжная цепь для художника, а потому желаю всем художникам лишиться разума".
Художник Казимир Малевич

"Присоединяюсь".
Александра Экстер

"Освобождения от варварского ига".
Композитор и критик Артур Лурье

"Воскресения".
Николай Кульбин

"Ужасно боюсь Пасхи: похристосуешься, — а вдруг — Измайлов?!"
Поэт Владимир Маяковский

"Отчаянно люблю Пасху. — Она весной и куличёвая (а кулич — вкус мудрецов) и, главное, можно целоваться даже с незнакомыми. И ещё — я родился на Пасхе".
Поэт Василий Каменский

Формулировка "Пасха у футуристов" мо-гла быть направлена против Чуковско-го, который в это время разъезжал по России с лекциями "против футурис-тов". В статье "Эгофутуристы и кубофу-туристы" Чуковский саркастически упо-минает "пасху":

"Смехунчики ещё и тем хороши, что не стесняемый оковами разума я могу по капризу окрашивать их в какую хочу краску. Я могу читать их зловеще, и то-гда они внушают мне жуть, я могу чи-тать их лихо весело, и тогда мне чудит-ся, что пасха, весна и что мне четыр-надцать лет. Тогда смехунчики, смеши-ки — как весенние воробушки, как бегу-щие малые тучки. Нет, действительно, без разума легче, да здравствует заум-ный язык, автономное, свободное слово!"

Запись Чуковского перекликается со словами Ивана Шмелёва, в будущем – автора популярного "Лета Господня": "Я просыпаюсь, радостный, меня ослеп-ляет блеском, и в этом блеске – весё-лый звон. Сразу я не могу понять, от-чего такой блеск и звон. Будто ещё во сне – звонкие золотые яблочки, как в волшебном саду, из сказки. Открываю опять глаза – и вдруг вспоминаю: да это Пасха!.. яркое утро-солнце, пасхаль-ный звон!.. Розовый накомодник, вы-шитый белыми цветами... – его только на Пасху стелят! – яркие розы на ико-не... Пасха!.. – и меня заливает ра-достью. На столике у постели – пас-хальные подарки".

Вот на этом радостном воспоминании можно бы и закончить. А про наших героев добавим, что уже летом 1915 года футуристы и Чуковский пойдут на сближение. Чуковский даже приведёт Маяковского в Куоккалу, в гости к Репину, где гость и хозяин проявят друг к другу неподдельный интерес...

Комментариев нет:

Отправить комментарий