Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

воскресенье, 20 августа 2023 г.

225 ЛЕТ АНТОНУ ДЕЛЬВИГУ


17 августа, 225 лет назад, родился Антон Антонович Дельвиг (1798-1831), русский поэт, эллинист, основатель «Литературной газеты», автор знаменитого романса «Соловей», лицеист первого выпуска, близкий друг Пушкина, Кюхельбекера, Боратынского. За свою недолгую жизнь он сумел внести неоценимый вклад в литературно-культурную жизнь России.

К  А.С. П у ш к и н у
Как? житель гордых Альп, 
над бурями парящий,
Кто кроет солнца лик 
развёрнутым крылом,
Услыша под скалой 
ехидны свист шипящий,
Раздвинул когти врозь 
и оставляет гром?

Тебе ль, младой вещун, 
любимец Аполлона,
На лиру звучную потоком слёзы лить,
Дрожать пред завистью 
и, под косою Крона
Склоняся, дар небес 
в безвестности укрыть?

Нет, Пушкин, рок певцов — 
бессмертье, не забвенье,
Пускай Армениус, ученьем напыщен,
В архивах роется и пишет рассужденье,
Пусть в академиях 
почётный будет член,

Но он глупец — 
и с ним умрут его творенья!
Ему ли быть твоих гонителем даров?
Брось на него ты взор, 
взор грозного презренья,
И в малый сонм вступи 
божественных певцов.

И радостно тебе 
за Стиксом грянут лиры,
Когда отяготишь собою ты молву!
И я, простой певец Либера и Темиры,
Пред Фебом преклоня молящую главу,

С благоговением ему возжгу куренье
И воспою: «Хвала, кто с нежною душой,
Тобою посвящён, о Феб, на песнопенье,
За гением своим прямой идёт стезёй!»

Что зависть перед ним, 
ползущая змеёю,
Когда с богами он пирует в небесах?
С гремящей лирою, 
с любовью молодою
Он Крона быстрого и не узрит в мечтах.

Но невзначай к нему 
в обитель постучится
Затейливый Эрот младенческой рукой,
Хор смехов и харит 
в приют певца слетится,
И слава с громкою трубой.
1814

К  д р у з ь я м
Я редко пел, но весело, друзья!
Моя душа свободно разливалась.
О Царский сад, тебя ль забуду я?
Твоей красой волшебной оживлялась
Проказница фантазия моя,
И со струной струна перекликалась,
В согласный звон сливаясь под рукой, -
И вы, друзья, любили голос мой.

Вам песни в дар от сельского поэта!
Любите их за то хоть, что мои.
Бог весть куда умчитесь в шуме света
Все вы, друзья, все радости мои!
И, может быть, мечты моей Лилета
Там будет мне мучением любви;
А дар певца, 
лишь вам в пустыне милый,
Как василёк, не доцветёт унылый.
1817 

М ы
Бедный мы! что наш ум? — 
сквозь туман озаряющий факел,
Бурей гонимый наш чёлн 
по морю бедствий и слёз;
Счастье наше в неведеньи жалком, 
в мечтах и безумстве:
Свечку хватает дитя, 
юноша ищет любви.
1824

Комментариев нет:

Отправить комментарий