Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

пятница, 4 августа 2023 г.

«КЛАССИЧЕСКОЕ, АНТИЧНОЕ ЯВЛЕНИЕ...»: СОВРЕМЕННИКИ ОБ АНТОНЕ ДЕЛЬВИГЕ


Счастлив, здоров я! Что ж сердце грустит? Грустит не о прежнем;
Нет! не грядущего страх 
жмёт и волнует его.
Что же? Иль в миг сей родная душа расстаётся с землёю?
Иль мой оплаканный друг 
вспомнил на небе меня?
(Грусть. 1829)

В августе родился Антон Антонович Дельвиг (1798-1831), русский поэт, переводчик, литературный критик, журналист, издатель. Прожив совсем немного, чуть более 32-х лет, он остался в истории русской литературы как первостепенный представитель романтического направления в поэзии первой трети XIX века. Мы же знаем его ещё и как одного из первых выпускников Царскосельского лицея и близкого друга А.С.Пушкина.

Личность Дельвига вызывала у современников чувство какой-то загадочной привлекательности. Вот несколько мнений-воспоминаний о нём:

«Я не знал, как согласить глубокое чувство, игривый характер и истинно русскую оригинальность, которые отражаются в его стихотворениях, с этою холодною наружностию и немецким именем».
(В.А.Эртель, товарищ юности Дельвига, кузен Е.А.Боратынского)

«Классическое, античное явление, неожиданное в наше время и будто бы взятое прямо из школы Платона!»
(Барон Е.Розен, близкий к кружку Дельвига)

«Юмор Дельвига, его гостеприимность и деликатность часто наводили меня на мысль о Вальтер Скотте, с которым, казалось мне, у него было сходство в домашней жизни».
(А.П.Керн, близко знавшая Дельвига)

Все были единодушны, отмечая глубокую поэтичность личности Дельвига. Как поэзию воспринимал Дельвиг и саму жизнь.

***
‎В сей книге, в кипе сей стихов
‎Найдут следы моих мечтаний,
Которые, как жизнь блестящих мотыльков,
Как сны волшебные младенческих годов,
Исчезли — 
а меня с толпой забот, страданий
‎Оставили бороться одного.
Я благодарен вам, о боги! ничего
Не нужно для моих 
умеренных желаний.
Я много получил, 
чтобы в родной стране,
Трудяся, счастливой предаться тишине:
Спокойствие души, запас воспоминаний
И бедный к песням дар, 
но вами ж данный мне.
13 ноября 1818

Комментариев нет:

Отправить комментарий