Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

воскресенье, 22 мая 2022 г.

КОНСТАНТИН БАТЮШКОВ: СУДЬБА ПОЭТА

Неизвестный художник. К.Н.Батюшков. 10-е гг. XIX века

***
Изнемогает жизнь 
в груди моей остылой;
Конец борению; увы, всему конец!
Киприда и Эрот, мучители сердец!
Услышьте голос мой 
последний и унылый.

Я вяну и ещё мучения терплю:
Полмёртвый, но сгораю.
Я вяну, но ещё так пламенно люблю
И без надежды умираю!

Так, жертву обхватив кругом,
На алтаре огонь бледнеет, умирает
И, вспыхнув ярче пред концом,
На пепле погасает.
1820

29 мая родился Константин Николае-вич Батюшков (1787-1855) – один из наиболее совершенных стихотворцев XIX столетия, ключевая фигура русско-го Золотого века. Батюшков занимает особое место в истории русской слове-сности как ближайший и  непосредст- венный предшественник А.С.Пушкина. По мнению Белинского, совершенство пушкинского стиха и богатство поэти-ческих выражений и оборотов было в значительной мере подготовлено тру-дами Жуковского и Батюшкова. 

Судьба поэта оказалась чрезвычайно жестокой к нему. Он не сделал карье-ры, хотя был очень храбрым офицером, не устроил личную жизнь, хотя страст-но мечтал о любви, и творческая био-графия его оборвалась в самом рас-цвете таланта. Радости и удачи вообще обходили его стороной, а чаще он сам бежал от них, превратив свою жизнь в череду бед и несчастий. Закончилось это тем, что последние более, чем 30 лет, поэт провёл в бессознательном состоянии, полностью утратив рассу-док и фактически выбыв из списка живущих.

***
Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:

Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в тёмный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.

И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.

Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решётку как зверка
Дразнить тебя придут.

А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров —
А крик товарищей моих,
Да брань смотрителей ночных,
Да визг, да звон оков.
1833

Эти знаменитые стихи написаны Пуш-киным под впечатлением его послед-ней встречи с безумным Батюшковым.

Комментариев нет:

Отправить комментарий