Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

понедельник, 14 августа 2023 г.

РУССКИЕ ПЕСНИ АНТОНА ДЕЛЬВИГА

Александр Александрович Алябьев. Портрет работы Тропинина 

***
Ах ты, ночь ли,
Ноченька!
Ах ты, ночь ли
Бурная!
Отчего ты с вечера
До глубокой
Полночи
Не блистаешь
Звёздами,
Не сияешь 
Месяцем?
Всё темнеешь
Тучами?..

Другое направление, после эллинизма, в котором развивалась поэзия Дельвига,— увлечение русской народной поэзией и подражание народной лирической песне. 
Постоянные темы его «русских песен», созданных на основе устного народного творчества, – несчастная любовь, разлука, измена («Соловей мой, соловей», «Не осенний частый дождичек», «Пела, пела пташечка», др.). Но не только эти темы. Считать, что "лицейскому мудрецу" были чужды политические проблемы тоже неправильно. Несколько лет он очень близко дружил с Рылеевым, и это не могло не отразиться на мировоззрении и творчестве Дельвига. В его стихах и песнях нет прямой публицистики, но звучат любовь к родине и тревога за её судьбу.

"Русские песни" и романсы снискали Дельвигу особенную славу. Уже при жизни поэта его стихи были положены на музыку Даргомыжского, Варламова, М.Глинки, Алябьева.

А.Дельвиг. Русская песня

Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоёшь?
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!

Кто-то, бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!

Побывай во всех странах,
В деревнях и городах:
Не найти тебе нигде
Горемычнее меня.
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
1825
Издательство "Планета музыки", 2022.

Стихотворение Дельвига «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), положенное на музыку Александром Алябьевым, дополненное вариациями М.Глинки, ставшее знаменитым романсом, наверно, самое популярное произведение поэта. Романс живёт уже почти два века, среди его исполнителей самые выдающиеся певицы. Он остаётся одним из самых известных русских романсов, давно став классикой российской культуры. 

П.И.Чайковский писал о нём: «Я не могу без слёз слышать"Соловья"Алябьева!!!»
А философ, критик и собиратель народных песен И.В. Киреевский заметил, что Дельвиг «выше всего является в своих русских песнях». И он был прав.Песни Дельвига, положенные на музыку многими композиторами, живут до сих пор.

Комментариев нет:

Отправить комментарий