Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

понедельник, 11 декабря 2023 г.

«Я ВСТРЕТИЛ ВАС...»

Графиня Амалия Лерхенфельд 

***
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край:
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где белея,
Руина замка в даль глядит,
Стояла ты, младая Фея,
На мшистый опершись гранит, —
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с весёлостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
1834

И.Рехберг. Фёдор Иванович Тютчев. 1838

В молодости Тютчев посвятил это стихотворение 16-летней красавице, графине Амалии Максимилиановне Лерхенфельд (в девичестве). Известие о предстоящей свадьбе Амалии с бароном фон Крюденером ошеломило Тютчева...

Следующая встреча поэта с Амалией Крюденер произошла спустя почти пять десятилетий в Карлсбаде (Карловы-Вары). А 7 августа 1870 года седой, больной, измученный жизнью Тютчев ей же, уже 60-летней баронессе Крюденер, посвятил стихотворение, известное сегодня как популярнейший романс, «Я встретил Вас и всё былое...». Эта встреча вызвала очень яркое и живое чувство у старого поэта, о чём свидетельствует последняя строфа стихотворения, дающая основание полагать и говорить о значительности той юношеской и, возможно, первой любви Фёдора Тютчева:

Тут не одно воспоминанье,
Тут ж и з н ь заговорила вновь, –
И то же в Вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

В последний раз они встретились в марте 1873 года. Тютчев был разбит параличом. А Амалия, узнав о безнадёжном состоянии дорогого Теодора, приехала его навестить. На следующий день поэт писал дочери Дарье: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В её лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».

Комментариев нет:

Отправить комментарий