Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

четверг, 21 декабря 2023 г.

«ТАКАЯ СТРАСТИ ГЛУБИНА!»

Николай Шахмагонов. Трагедии Тютчева в любви. – Издательство «Вече», 2021.

***
Я очи знал, – о, эти очи!
Как я любил их – знает бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.

В непостижимом этом взоре,
Жизнь обнажающем до дна,
Такое слышалося горе,
Такая страсти глубина!

Дышал он грустный, углублённый
В тени ресниц её густой,
Как наслажденья, утомлённый 
И, как страданья, роковой.

В эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слёз.
1850-1851

Сын Тютчева Фёдор Фёдорович писал: 
«Фёдор Иванович, всю жизнь свою до последних дней увлекавшийся женщинами, имел среди них почти сказочный успех... В его отношениях не было и тени какой-либо грязи, чего-нибудь низменного, недостойного. В свои отношения к женщинам он вносил такую массу поэзии, такую тонкую деликатность чувств, такую мягкость, что походил больше на жреца, преклоняющегося перед своим кумиром».

Тайны трагедий и драм великого поэта раскрываются в книге Николая Шахмагонова «Трагедии Тютчева в любви» 
(Издательство "Вече", 2021).

А стихи, представленные здесь, – из знаменитого «Денисьевского цикла», посвящённого Елене Александровне Денисьевой, цикла уникального не только в русской, но и в мировой поэзии. По глубине психологизма цикл стихов Тютчева сопоставляют с романами Л.Толстого и Достоевского. 

Е.А. Денисьева. Рисунок с фотографии. 1864

4 августа 1864 года Елена Александровна умерла от чахотки. Последние два стихотворения цикла написаны к годовщине трагического события.

***
Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

И вот уж год, без жалоб, без упреку,
Утратив всё, приветствую судьбу...
Быть до конца так страшно одиноку,
Как буду одинок в своём гробу.
15.07.1865

Накануне годовщины 4 августа 1864 г.

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня...
Тяжело мне, замирают ноги...
Друг мой милый, видишь ли меня?

Всё темней, темнее над землёю –
Улетел последний отблеск дня...
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня...
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
3.08.1865

Комментариев нет:

Отправить комментарий