Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

четверг, 21 декабря 2023 г.

ОЛЬГА ГРИГОРЬЕВА. ЗАГАДКА ОДНОГО ПОЖЕЛАНИЯ

Гостевой пост от поэта из Павлодара (Казахстан) Ольги Григорьевой, основателя и хранителя городского Музея Анастасии Цветаевой.

«13 декабря – 150 лет со дня рождения выдающегося русского поэта, одного из родоначальников русского символизма Валерия Яковлевича Брюсова. 

Несколько лет назад в отделе рукописей Российской Государственной библиотеки (Москва) я обнаружила два письма (вернее, записки) Анастасии Ивановны Цветаевой Валерию Брюсову (фонд 386, картон №107, ед.хр. № 15). 

На маленьком конвертике надпись: "Цветной бульвар, д. Брюсовых кв.6 ЕВБ Валерию Яковлевичу Брюсову" (ЕВБ — Его Высокоблагородию). В конверте визитка: "Ася Цветаева". На обратной стороне написано четыре строки: "Купите ромашки подороже! В любви к цветам — надежда на поэтов!". Датируется эта записка предположительно: “1910-е годы”.

Второй конверт побольше, в нём листок бумаги со словами: “Дорогой Валерий Яковлевич, узнала что Вы больны – и опечалена. Всем сердцем хочу чтоб Вы скорее поправились. А.Цветаева” (сохранена орфография автора). 

Если содержание второго письма не вызывает вопросов, то к первой записке их много. Что за странное пожелание? Почему ромашки? Кому они должны быть предназначены? 
Может быть, эта визитка была отправлена Брюсову накануне поэтического вечера, в котором Ася Цветаева участвовала вместе с Мариной? Он состоялся 3 ноября 1911 года в “Обществе свободной эстетики”, вёл вечер В.Я. Брюсов. 

А.И.Цветаева в своих воспоминаниях никогда не упоминает о посланных В.Я. Брюсову записках, хотя о любви к его поэзии пишет: 

“...Эллис своими восторженными рассказами о Брюсове ещё усилил во мне страсть к его стихам. Кроме в детстве выученных стихов Лермонтова, Пушкина, Некрасова, любившая до того только стихи Марины и Эллиса, я вошла, как в волшебный паноптикум, в тома Валерия Брюсова...” 

… “В любви к цветам – надежда на поэтов”. Может быть, юная Ася Цветаева намекала автору на его юношеский “Сонет к форме”: “Есть тонкие властительные связи/ Меж контуром и запахом цветка...”

Позволю себе ещё одно предположение. Очень уж буква “Ц” в записке похожа на заглавную... Как же ещё писать Брюсову – прославленному “мэтру” символистов, как не намёками, загадками, символами? Возможно, младшая Цветаева хотела зашифровать здесь такую формулу: “В любви к Цветаевым – надежда на поэтов”?..

Комментариев нет:

Отправить комментарий