Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

среда, 10 августа 2022 г.

АЗБУКА РАСУЛА ГАМЗАТОВА. БОЛГАРИЯ

АЗБУКА РАСУЛА ГАМЗАТОВА 
Б. Болгария

Расул Гамзатов.
2. Болгария, войди в мой стих...

Болгария, как в дом кавказца гость,
Войди в мой стих, не зная листопада,
Войди, как солнце входит в гроздь
Зреющего винограда.   

Болгария, войди в мой стих, войди,
Как в сердце входит то, что сердцу мило.
Войди, как входят теплые дожди
В распаханные земли мира.

Войди, Болгария, войди в мой стих,
Как входит пламя в горские камины,
Как входят в кипень облаков седых
Заснеженные вершины.

Болгария, войди в мой стих, войди,
Он камню драгоценному оправа,
Располагайся у меня в груди,
Дружественная держава.
(Из болгарской тетради. Перевод с аварского Я.Козловского. 1962)

Над Варной

Жизнь и творчество Расула Гамзатова тесно были связаны с Болгарией. Он не раз бывал здесь, встречался с читате-лями, писателями, переводчиками, об-щественными деятелями и даже с Ван-гой-предсказательницей. 

Берег Варны

Библиотекарь из Стара Загора Снежана Маринова рассказывала, что везде по-эта принимали как близкого друга. Сам Расул Гамзатов писал: «Я гость, но до-ма...». Его поездки по Родопам журна-листы называли «рукопожатием Болга-рии и Дагестана».

В Болгарии Расулу Гамзатову очень многое напоминало его родной Дагес-тан: море, горы, если углубиться в стра-ну от морского побережья, богатая юж- ная растительность, очень много солн-ца, дружелюбные и радушные люди.

Калиакра

Результатом поездок по Болгарии стал стихотворный цикл "Из болгарской тет-ради", который вошёл в книгу "Высокие звёзды", удостоенную Ленинской пре-мии по литературе в 1963 году.

Шипка

Расул Гамзатов. 
1. До неба достаю рукой земною...

Кипенье рек, обрывистые тропы,
Клубящееся марево тумана.
Крутые возвышаются Родопы,
Как будто бы нагорья Дагестана.

До неба достаю рукой земною
И вдаль смотрю с высокого привала,
Где башлыком кавказским предо мною
К плечу вершины облако припало.

Я вижу, как, стремительней косули,
Марица мчится весело и гордо,
Несётся с гор вот так же не Койсу ли,
Ущельям прополаскивая горло?

С аулом Кубачи не разминулись
Мои дороги тут не потому ли,
Что в Тырново над ярусами улиц
Дома гнездятся, словно в том ауле.

Наверное, по той простой причине,
Что память сердца верного ревнива,
Мне в Казанлыкской видится долине
Кумыкская зелёная равнина...
(Из болгарской тетради. Перевод с аварского Я.Козловского. 1962)

#РасулГамзатов

Комментариев нет:

Отправить комментарий