Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

вторник, 20 декабря 2022 г.

«ОДНА ОБЯЗАННОСТЬ – ХОРОШО ПИСАТЬ»


Константин Ваншенкин родился в Мос-кве в семье инженера-химика Якова Борисовича Вайншенкера. Мама его была учительницей немецкого языка. Поэт рассказывал, что фамилия его семьи происходила от голландского предка Михеля Ван Шенка, приехавше-го в Россию в середине XIX века и слу-жившего лесничим на Полтавщине. Об этом же говорится и в стихотворении "Родословная":

Капусту солил,
Обкладывал кафелем печи
И лодки смолил, 
Потом не дающие течи.

Московская ветвь,
Шумящая внятно. А где-то
Голландская верфь
От прадеда или от деда.

Поэзию в доме любили. Отец, далёкий от литературы человек, любил читать вслух Некрасова. Костя был ещё ма-леньким совсем, когда однажды мать прочитала ему стихи, из которых он на всю жизнь запомнил строчки:

Вспомни, как шумят берёзы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!..

Ваншенкин вспоминал, что эта строфа поразила его красотой и певучестью. Позже он расспрашивал, чьи это стихи, но мать не могла вспомнить. Много лет спустя поэт нашёл эти строки у Бунина.

М о с к о в с к и й  с о н
Приснившийся внезапно 
сон из детства –
Как будто мне лет пять, от силы шесть,
И никуда от этого не деться,
И это всё в действительности есть.

Во льду реки дымящаяся прорубь,
Московский день в морозной синеве.
А на Тверском бульваре сизый голубь
У Пушкина сидит на голове.

По воспоминаниям поэта, сам он стал писать стихи лет с девяти. Но затем остыл к этому занятию и снова стал сочинять совершенно неожиданно для себя, уже в самом конце войны.

Начинающий поэт пришёл со своими стихами к Михаилу Исаковскому. Хозя-ин немедленно стал их читать, и стихи дебютанта ему понравились. Он произ-нёс неожиданную фразу: «Вам следует приучить редакции к мысли, что вы есть и вас надо печатать».

Ваншенкин говорил, что начинал он слабо. Но кроме Исаковского ещё и Антокольский разглядел в нём дарова-ние. А это были литературные мэтры. Исаковский – тихий и задумчивый. А Антокольский – шумный и общитель-ный. Исаковскому Ваншенкин посвятил такие строки: 

А ваши песни долго петься будут, Напоминать о самом дорогом,  
И никогда солдаты не забудут  
Старинный вальс 
«В лесу прифронтовом…».

Творческая судьба поэта сложилась удачно. Его окружали люди, которые к нему благоволили. Они видели его талант и индивидуальность. Сам же Ваншенкин говорил о себе: 

«Я не принадлежал к литературному ру-ководству, не был литературным "гене-ралом", не служил в редакциях или из-дательствах, не выступал против кого бы то ни было. У меня неизменно была лишь одна обязанность – хорошо пи-сать».

***
Я научился на свои
Стихи смотреть, как на чужие –
Их строчек плотные слои
Уже не раз отдельно жили.

Верчу строку и так и сяк.
Порой могу себя поздравить,
А всё какой-нибудь пустяк
Зачем-то хочется поправить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий