Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

среда, 22 марта 2023 г.

«СМЕЛО, БРАТЬЯ! БУРЕЙ ПОЛНЫЙ, ПРЯМ И КРЕПОК ПАРУС МОЙ!»

В связи с юбилеем Н.М. Языкова мне вспомнилась история девочки из ХХ века, рассказанная Ольгой Константи-новной Громовой в книге "Сахарный ребенок", где на примере поэзии Нико-лая Языкова ярко показано, как произ-ведения русской классической литера-туры помогали людям в тяжелейших условиях выстоять, не сломаться и в прямом смысле выживать.

В очень трудное для маленькой Стеллы время, когда она была жестоко избита плёткой надзирателем лагеря за то, что близко подошла к лагерному огражде-нию, когда ей не хочется никого видеть и ни с кем говорить, мать пытается вывести ее из этого состояния. Далее цитата:

« - Вот послушай. Был такой поэт Языков, и у него есть хорошие стихи.

Нелюдимо наше море, 
День и ночь шумит оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено.
Смело, братья! Ветром полный
Парус мой направил я:
Полетит на скользки волны
Быстрокрылая ладья!
Облака бегут над морем,
Крепнет ветер, зыбь черней.
Будет буря: мы поспорим
И помужествуем с ней.
Смело, братья! Туча грянет,
Закипит громада вод,
Выше вал сердитый встанет,
Глубже бездна упадёт!
Там, за далью непогоды, 
Есть блаженная страна:
Не темнеют неба своды,
Не проходит тишина.
Но туда выносят волны
Только сильного душой! 
Смело, братья! Бурей полный, 
Прям и крепок парус мой!

- Понравились стихи?
- Очень!
- А как ты думаешь, о чём они?
- Про море, про бурю, про моряков.
- И только?
- Наверно, нет, раз ты спрашиваешь. Но я не знаю, про что ещё.
- У взрослых есть такие выражения: "волны жизни", "светлая даль", "жизненные бури". На эти стихи написана музыка. Хочешь послушать? Закрой глаза и слушай.
Я подсунулась к маме под локоть, прижалась к тёплому боку и, закрыв глаза, замерла. Мама негромко запела, а закончив петь, вопросительно посмотрела на меня. 
- Мамочка, я всё-всё поняла. Эта песня про сейчас. Про нас с тобой. 
- Да, и пусть выше вал и глубже бездна, но наша душа, как прямой и крепкий парус, и мы обязательно доплывём. 
- Ура! Мы доплывём! 

"Но туда выносят волны только сильного душой..."».

Языков и подумать, наверно, не мог, как через сто лет отзовутся в душе маленькой девочки его строки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий