Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

четверг, 9 марта 2023 г.

«РУССКИЙ МАРКИЗ ДЕ САД»

Фёдор Сологуб (1863-1927)

1 марта родился Фёдор Сологуб (Тетер-ников) — один из крупнейших русских символистов, декадент-ортодокс, «рус-ский маркиз де Сад» и создатель одно-го из лучших сатирических романов XX века «Мелкий бес».

Надежда Тэффи

Надежда Тэффи уже в эмиграции, в Па-риже, написала интересные воспоми-нания о Сологубе. Здесь маленький от-рывок о начале их знакомства, которое со временем переросло в дружбу:

«...Как-то давно, ещё в самом начале моей литературной жизни, сочинила я, покорная духу времени, революцион-ное стихотворение "Пчёлки". Там было всё, что полагалось для свержения ца-ризма: и "красное знамя свободы", и "Мы ждём, не пробьёт ли тревога, не стукнет ли жданный сигнал у порога...", и прочие молнии революционной гро-зы...

И вот мне говорят странную вещь:
-- Вы знаете, что Сологуб написал ва-ших "Пчёлок"?
Я Сологуба ещё не знала, но раз где-то мне его показывали. Это был человек, как я теперь понимаю, лет сорока, но тогда, вероятно, потому, что я сама бы-ла очень молода, он мне показался старым, даже не старым, а каким-то древ- ним. Лицо у него было бледное, длинное, безбровое, около носа боль-шая бородавка, жиденькая рыжеватая бородка словно оттягивала вниз худые щёки, тусклые, полузакрытые глаза. Всегда усталое, всегда скучающее ли-цо. Помню, в одном своём стихотворе-нии он говорит: 

Сам я и беден и мал,
Сам я смертельно устал... 
  
Вот эту смертельную усталость и выра-жало всегда его лицо. Иногда где-ни-будь в гостях за столом он закрывал глаза и так, словно забыв их открыть, оставался несколько минут. Он никогда не смеялся.
Такова была внешность Сологуба.

Я попросила, чтоб нас познакомили.
– Фёдор Кузьмич, вы, говорят, переде-лали на свой лад мои стихи.  
– Какие стихи?
– "Пчёлка".
– Это ваши стихи?
-- Мои. Почему вы их забрали себе?
– Да, я помню, какая-то дама читала эти стихи, мне понравилось, я и пере-делал их по-своему.
– Эта дама -- я. Слушайте, ведь это же нехорошо так забрать себе чужую вещь.
– Нехорошо тому, у кого берут, и недур-но тому, кто берёт.
Я засмеялась.
– Во всяком случае, мне лестно, что мои стихи вам понравились.
– Ну вот видите. Значит, мы оба дово-льны.

На этом дело и кончилось.
Через несколько дней получила я от Сологуба приглашение непременно прийти к нему в субботу...».

Комментариев нет:

Отправить комментарий