Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

среда, 29 марта 2023 г.

«О ДОМ ОТЕЧЕСКИЙ! О КРАЙ, ВСЕГДА ЛЮБИМЫЙ!..»

Мара. Родовое имение Боратынских в Тамбовской губернии (не сохранилось)

За границей в Боратынском вдруг про- снулась тоска по родине. Светская суе-та ему не просто наскучила, но стала «отменно тяжела». В одном из писем зимой 1844 года он напишет: «Буду до-волен Парижем, когда его оставлю». В нём жило радостное осознание, что где-то есть его Россия, её снега и прос-торы. Вот его поздравительное, с но-вым 1844 годом, письмо друзьям, Путя-там, необычное для него, эмоциональ-ное и сердечное:

«Поздравляю вас, любезные друзья, с новым годом, обнимаю вас, ваших и наших ребятишек; желаю вам его луч-ше парижского, который ничто иное, как привидение прошлого, в морщинах и праздничном платье. Поздравляю вас с будущим, ибо у нас его больше, чем где-либо; поздравляю вас с наши-ми степями, ибо это простор, который ничем не заменят здешние науки; поздравляю вас с нашей зимой, ибо она бодра и блистательна и красноре-чием мороза зовёт нас к движению лучше здешних ораторов; поздравляю вас с тем, что мы в самом деле моложе 12-ю днями других народов и посему переживём их, может быть, 12-ю сто-летьями. Каждую из этих фраз я могу доказать учёным образом; но теперь не время, оставим это до свидания...».

Евгений Боратынский. 
С е л ь с к а я   э л е г и я

Я возвращуся к вам, поля моих отцов,
Дубравы мирные, 
священный сердцу кров!
Я возвращуся к вам, домашние иконы!
Пускай другие чтут приличия законы;
Пускай другие чтут 
ревнивый суд невежд;
Свободный наконец 
от суетных надежд,
От беспокойных снов, 
от ветреных желаний,
Испив безвременно 
всю чашу испытаний,
Не призрак счастия, 
но счастье нужно мне.
Усталый труженик, 
спешу к родной стране
Заснуть желанным сном 
под кровлею родимой.
О дом отеческий! 
о край, всегда любимый!
Родные небеса! 
незвучный голос мой
В стихах задумчивых 
вас пел в стране чужой,
Вы мне повеете 
спокойствием и счастьем.
Как в пристани пловец, 
испытанный ненастьем,
С улыбкой слушает, 
над бездною воссев,
И бури грозный свист 
и волн мятежный рев,
Так, небо не моля о почестях и злате,
Спокойный домосед 
в моей безвестной хате,
Укрывшись от толпы 
взыскательных судей,
В кругу друзей своих, 
в кругу семьи своей,
Я буду издали глядеть на бури света...

Комментариев нет:

Отправить комментарий