Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

среда, 8 марта 2023 г.

БОРАТЫНСКИЙ: ХАРАКТЕР ПОЭТА

Е.А.Боратынский.Художник Ю.В.Иванов

Многие отмечали, что Боратынскому совершенно не свойственно было (не желал и не умел) производить на кого бы то ни было впечатление, быть в цен-тре внимания, он совсем не заботился о своей биографии и эффектном пове-дении, был застенчив. Внутреннее це-ломудрие и сдержанность выгодно от-личали его от других авторов, громко заявляющих о своих правах. Вяземский писал о нём:  "Едва ли можно было встретить человека умнее, чем он, но ум его не выбивался с шумом и оби-лием".

И ещё – актуальное, в связи с новым фильмом (с очень навязчивой рекла-мой) и разговорами типа: а ты за или против декабристов?.

Боратынский не входил в тайные обще- ства. Он не писал на социальные темы, за что был осуждаем некоторыми дека-бристами. Но среди декабристов, кото-рых он называет не иначе, как "братья", у него было много друзей. Он тесно дру-жил с Рылеевым, Кюхельбекером, А.Бестужевым. И, возможно, где-то раз-делял их взгляды. В стихах того време-ни у него могли проявляться веселье, буйство, молодость, задор, но после 1825-го года "все призадумались" (Мак-сим Амелин). 

После жестокой расправы с "братьями", которые "бедствуют далече", Боратын-ский, в отличие от Пушкина, считает невозможной для поэта (читай: для себя) близость к этой власти и участие в государственной политике.

Лучшее, что встретилось о Боратын-ском, – эссе Александра Кушнера "Бо-лящий дух врачует песнопенье", напи-санное ещё в 1994 году к 150-летней годовщине смерти поэта. У Кушнера к Боратынскому какое-то особое, очень тёплое отношение и отсюда – его ост-рое желание общения с ним: "Как хочет-ся поговорить о его сознательном и до-бровольном заточении в деревенской глуши после крушения восстания в Пе-тербурге, о поисках счастья в частной жизни...".

Но характер проявляется, то есть виден, и в стихах.

***
Мой дар убог, и голос мой негромок,
Но я живу, и на земле моё
Кому-нибудь любезно бытиё:
Его найдёт далёкий мой потомок
В моих стихах; как знать? душа моя
Окажется с душой его в сношеньи,
И как нашёл я друга в поколеньи,
Читателя найду в потомстве я.
(1828) 

Муза
Не ослеплён я музою моею:
Красавицей её не назовут,
И юноши, узрев её, за нею
Влюблённою толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражён бывает мельком свет
Её лица необщим выраженьем,
Её речей спокойной простотой;
И он скорей, чем едким осужденьем,
Её почтит небрежной похвалой.  
(1829)

***
...Прощай! 
Мы долго шли дорогою одною; 
Путь новый я избрал, 
путь новый избери; 
Печаль бесплодную 
рассудком усмири 
И не вступай, молю, 
в напрасный суд со мною. 
Не властны мы в самих себе 
И, в молодые наши леты, 
Даём поспешные обеты, 
Смешные, может быть, 
всевидящей судьбе. 
("Признание". 1823)

Комментариев нет:

Отправить комментарий