Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

пятница, 10 марта 2023 г.

УСАДЬБА БОРАТЫНСКИХ В КАЗАНИ

Квартал «Усадьба Боратынских»

В самом центре полуторамиллионного мегаполиса сохранился старинный де-ревянный квартал, который занимает музейный комплекс «Усадьба Боратын-ских». 
Бумажный макет комплекса Боратын-ских как план реставрации усадьбы

В одно из посещений, помню, в музее рассказывали, что существует план реставрации всего комплекса, то есть квартала. И сотрудники Музея сообща-ют, что реставрация уже пять лет, как завершена.

Домик, в котором располагался Музей Е.Боратынского до реставрации.

Е.А. Боратынский дважды посетил наш край. В первый раз он приехал в Казань в начале июля 1831 года, направляясь в имение своего тестя Л.Н.Энгельгард-та в селе Каймары. Тогда Боратынский прожил в Каймарах и Казани один год — с 1831 по 1832 год. За это время поэт познакомился и подружился с живши-ми тогда в Казани учёными и деятеля-ми культуры — Н.И. Лобачевским, К.Ф. Фуксом, Э.П.Перцовым, Н.С.Арцыбаше-вым... 
Экспозиция 1-го этажа рассказывает о жизни и творчестве поэта.

2-й этаж посвящён жизни потомков поэта: детей, внуков, правнуков.

Боратынский принимал активное учас-тие в литературной жизни Казани, посе-щал литературный салон Фуксов, читал там свои произведения. 

В Казани и Каймарах Евгений Абрамо-вич написал прекрасные произведения, среди которых два послания Н.М. Язы-кову, «На смерть Гёте», «Мой Элизий». 

Два стихотворения имеют прямое отно-шение к нашему краю. В стихотворении «Где сладкий шёпот...» поэт рисует кар-тину природы Каймар ранней зимой:

Где сладкий шёпот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковёр зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Всё цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.

Зачем, тоскуя,
В окно слежу я
Метели лёт?
Любимцу счастья
Кров от ненастья
Оно даёт.
Огонь трескучий
В моей печи;
Его лучи
И пыл летучий
Мне веселят
Беспечный взгляд.
В тиши мечтаю
Перед живой
Его игрой,
И забываю
Я бури вой.

О провиденье,
Благодаренье!
Забуду я
И дуновенье
Бурь бытия.
Скорбя душою,
В тоске моей,
Склонюсь главою
На сердце к ней,
И под мятежной
Метелью бед,
Любовью нежной
Её согрет;
Забуду вскоре
Крутое горе,
Как в этот миг
Забыл природы
Гробовый лик
И непогоды
Мятежный крик.
(Октябрь-декабрь, 1831)

А стихотворение «А.А. Ф....ой» Боратын-ский посвятил Александре Андреевне Фукс — казанской поэтессе, хозяйке знаменитого в Казани и за его предела-ми литературного салона, жене профес-сора Казанского университета Карла Фёдоровича Фукса: 

Вы дочерь Евы, как другая,
Как перед зеркалом своим
Власы роскошные 
вседневно убирая,
Их блеском шёлковым 
любуясь перед ним,

Любуясь ясными очами,
Обворожительным лицом
Блестящей грации, пред вами
Живописуемой 
услужливым стеклом,
Вы угадать смогли 
своё предназначенье?

Как, вместо женской суеты,
В душе довольной красоты
Затрепетало вдохновенье!
Прекрасный, дивный миг! 
Возликовал Парнас,
Хариту, как сестру, 
камены окружили,
От мира мелочей 
вы взоры отвратили:

Открылся новый мир для вас.
Сей мир свободного мечтанья,
В который входит лишь поэт,
Где исполнение находят все желанья,
Где сладки самые страданья
И где обманов сердцу нет.

Мы встретилися в нём.
Блестящими стихами
Вы обольстительно 
приветили меня.
Я знаю цену им. 
Дарована судьбами
Мне искра вашего огня.

Забуду ли я вас? 
Забуду ль ваши звуки?
В душе признательной 
отозвались они.
Пусть бездну между нас 
раскроет дух разлуки,
Пускай летят за днями дни:

Пребудет неразлучна с вами
Моя сердечная мечта,
Пока пленяюся я лирными струнами,
Покуда радует мне душу красота.
(не позднее 1833 года)

Александра Андреевна бывала у Бора-тынских часто и в Москве. Через Бора-тынского с ней познакомился Пушкин во время своего посещения Казани в начале сентября 1833 года. И вот ещё любопытный комментарий об этих стихах:

«Очевидно, об этом стихотворении Боратынского Пушкин писал своей жене (от 12 сентября 1833 г. из села Языково): 

«Она [А.А. Фукс] развернула тетрадь и прочла мне стихов с дв[ести]. Боратын-ский написал ей стихи и с удивитель-ным безстыдством разхваливал ея красоту и гений». 
(Переписка Пушкина, т. III, стр. 44)».

Книга казанского краеведа Г.В.Загвоз-киной о пребывании и связях Е.А.Бора-тынского в Казани. Именно Загвозки-на в своё время выступила инициато-ром создания музея поэта в городе.

Потомки Е.А.Боратынского – дети, вну-ки, правнуки — почти все жили в Каза-ни и её окрестностях. Вклад их в разви-тие культуры края неоценим. Но об этом, возможно, – отдельный рассказ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий