Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

четверг, 23 марта 2023 г.

ГЕННАДИЙ СНЕГИРЁВ. ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, НАТУРАЛИСТ, ПУТЕШЕСТВЕННИК


«Весной я был в зоопарке. Кричали павлины. Бегемота сторожиха метлой загоняла в его домик. Медведь на задних лапах выпрашивал кусочки. Слон топал ногой. Верблюд линял и, говорят, даже плюнул в одну девочку, только я не видел. Я уже собрался уходить, когда заметил лося. Он стоял неподвижно на холме, далеко от решётки. Деревья были чёрные, мокрые. Листья на этих деревьях ещё не распустились. Лось среди чёрных деревьев, на длинных ногах был такой странный и красивый. И мне захоте-лось увидеть лося на воле. Я знал, что лося можно встретить только в лесу. На другой день я поехал за город.

Поезд остановился на маленькой станции. За будкой стрелочника была тропинка. Она вела прямо в лес. В лесу было мокро, но листья на деревьях уже распустились. На бугорках росла трав-ка. Я шёл по тропинке очень тихо. Мне казалось, что лось где-нибудь близко, и я боялся. И вдруг в тишине я услышал: тень-тень-тень, пинь-пинь-тень...» (Геннадий Снегирёв. Лось)

20 марта родился Геннадий Яковлевич Снегирёв (1933-2004) – признанный во всём мире детский писатель, натура-лист, путешественник, всю жизнь проработавший на кафедре МГУ. 

Геннадий Снегирёв был профессио-нальным ихтиологом, прекрасно разбирался в повадках и особенностях поведения животных и птиц. Тем, кто читает его рассказы, открывается светлый добрый мир человека, любящего и чувствующего природу, знающего и понимающего людей, он ценит в них смелость, благородство, любовь ко всему живому. Рассказы у Снегирёва короткие и пронзительные. К. Паустовский писал: «По существу многие рассказы Снегирёва ближе к поэзии, чем к прозе, – к поэзии чистой, лаконичной и заражающей читателя любовью к родной стране и природе, во всех её проявлениях – и малых и больших».

Он был рождён детским писателем, смотрел на мир, как дети. «Мне кажется, – говорил он, – что если детский писатель не воспринимает реальную жизнь, как чудо, как сказку, то незачем браться за перо и тратить время зря». 

Прежде чем стать писателем, он перепробовал много разных профес-сий, связанных с наблюдением за животными. Как уже сказано выше, был ихтиологом, звероловом, смотрителем зоопарка, орнитологом...

Геннадий Снегирёв много путешество-вал. Плавал матросом по Тихому оке-ану, бывал в разных экспедициях, бродил с геологами по Восточной Сибири, был рыбоводом, охотником. Ему нелегко было вспомнить все свои маршруты. Якутия, Белое море, Тува, Арктика, Туркмения, Курильские остро-ва, Бурятия, Горный Алтай, Камчатка... – в этих краях он бывал не раз. Писатель знал все заповедники, тайгу и тундру, пустыню и горы, моря и реки. 

«Когда я путешествую по нашей стране, я всегда удивляюсь кедрам в Саянских горах и китам в дальневосточных морях. Когда удивляешься, хочется рассказать, какая у нас огромная страна и всюду столько интересного!..»

Первая книга Г. Снегирёва – «Обитае-мый остров» – о животном мире Тихого океана вышла в 1954 году. Он был писателем без письменного стола, свои рассказы чаще всего диктовал по теле-фону. Пока первая книжка находилась в печати, писатель ушёл в геологичес-кую экспедицию минералы собирать. В его книгах почти физически ощущается сила тяги в далёкие, малообжитые края.

«Писатель не должен заниматься толь-ко писательством. Он должен всё вре-мя менять свою жизнь, тогда у него будет о чём писать… А если ты много видел в жизни, то никогда не ошибёшь-ся, даже додумывая. Писатель обяза-тельно должен додумывать. Я люблю таких писателей, чтобы нельзя было ни одного слова выкинуть или вставить. Ведь для того чтобы написать даже коротенький рассказ, нужно подбирать язык для него. Потому что одно слово вызывает к жизни другое. То, что годит-ся для длинного рассказа, совершенно не годится для короткого». Таков был критерий хорошего писателя для Г.Я. Снегирёва.

После его книг маленькому читателю и самому захочется в тайгу, к лесному костру, захочется вскарабкаться по крутым горным склонам, переплыть порожистые бурные реки, поездить на лошадях, оленях и собаках. И наконец, просто захочется быть добрым и не только любоваться и восхищаться природой, но защищать и оберегать её.

Комментариев нет:

Отправить комментарий