Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

четверг, 23 марта 2023 г.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ В КАЗАНИ


Казань,  Казань, татарская столица,
предположить ты даже не могла, 
как наскоро Россия настоится
под крышкою бурлящего котла.

И в пахнущий казарменными щами
Европою приправленный настой
войдут Державин, Лобачевский, Щапов,
войдут и Каракозов, и Толстой.

Шаляпина ты голосом одаришь,
а пекаря чудно́го одного
так пончиками с сахаром придавишь,
что после Горьким сделаешь его...
(Е.Евтушенко. Казанский университет)

В преддверии 155-летнего юбилея пролетарского писателя Максима Горького хочется вспомнить о тех, по его собственному признанию,  очень важных для него годах, которые он в юношестве прожил в Казани. 

Ровно пять лет назад, а это был соответственно год 150-летнего юбилея писателя, мы с коллегой участвовали в акции «С именем Горького», организованной замечательным образовательным порталом Wiki-Sibiriada. Выполняя задания, мы тогда специально отправились в Казань по горьковским местам с посещением музея писателя. Часть здешних фотографий – с той самой поездки. Должна сказать, что некоторые факты из биографии Горького открылись мне 🤭 именно тогда.


Итак, мечта учиться в крупнейшем университете Поволжья привела молодого Алексея Пешкова по совету знакомого Николая Евреинова в Казань.

... От домов и крыш червонных
Лучезарный свет,
В белокаменных колоннах
Университет.

Подан трап и юный Пешков
На земле «богов».
Всё ему здесь интересно
И без лишних слов...

Парень к знаниям стремится,
Цели выше нет.
Принимай его учиться,
Университет!
(Ринат Маннан. Пер. с татар.)

«Но я очень скоро догадался, что университет – фантазия, и что я поступил бы умнее, уехав в Персию», – писал потом Горький. Он прожил в Казани с августа 1884 по сентябрь 1888 года, в возрасте от 16 до 20 лет.

Начало «университетов»

Вместо университетской скамьи Алексей Пешков оказался на Казанском устье среди «грузчиков, босяков, жуликов» – за копейки занимался разгрузкой барж, временами откровенно голодая.

Казанские ночлежки

Профессиональный вор Башкин скло-нял его к своему пути, но, к счастью, будущий писатель этому соблазну (какой-никакой, а кусок хлеба он бы себе обеспечил) не поддался.

Марусовка

Алексей снимал угол с приятелем Гурием Плетнёвым. Дом 26 на современной улице Пушкина (во времена Горького – та самая Марусовка) сохранился до наших дней.

Казанский городской театр

А на сцене Казанского городского театра Алексей пел около трёх недель в промежутках между трудом разнорабочего, пройдя отбор оперного импресарио. К слову сказать, в это же время в хор оперной труппы пробовался и 15-летний Фёдор Шаляпин, но его не приняли 😯.

Старо-Татарская слобода

Писатель любил это место. «Здесь живут какой-то особенно чистоплотной  жизнью добродушные ласковые люди», – писал Горький в повести «Мои уни-!/верситеты» о Старо-Татарской слободе. Он очень тепло относился к татарам и к татарской культуре.

Музей А.М. Горького в Казани

«Физически я родился в Нижнем Новгороде, а духовно – в Казани. Казань – любимейший из моих университетов».

Пекарня Андрея Степановича Деренкова

Подвальная комната с низкими сводами и маленькими окошками, где  Алексей работал подручным пекаря. С вечера они замешивали по полтора десятка пудов муки в тесто, раскатыва-ли его, формировали хлеба, слойки, сдобные булочки, затем выпекали в печи. В железном котле в кипящем масле варили сушки. Алексей сам выпекал хлеб, потом разносил его.

У Деренкова проходили собрания свободолюбивой молодёжи, на которые приходил и юный Пешков.

Здесь в кружке у Деренкова
«вырос» Алексей.
Он был просто зачарован
смелостью идей.

С каждым днём у молодёжи 
Шире кругозор.
Но и власть не дремлет тоже.
Взяли под надзор.
(Ринат Маннан. Пер. с татар.)

Гектограф – «ксерокс XIX века»

На похожем Алексей печатал листовки, прокламации, отрывки из запрещён-ных книг. На спиртовом гектографе можно было сделать до 200 копий текста. Д

Фёдоровский бугор

Это место связано с трагическим моментом в жизни Пешкова. Однажды здесь Алексей пытался свести счёты с жизнью. Дело едва не кончилось гибелью из-за большой потери крови. Юношу спасло то, что его сразу же обнаружил сторож близлежащего монастыря Мустафа и очень оперативно и быстро проведённая операция.

Сейчас на этом месте, на берегу Казанки, – здание Национальной библиотеки (в прошлом Национальный культурный центр).

Сохранилась газетная заметка 1887 года о покушении на самоубийство «нижегородского цехового рабочего А.М.П.». В Музее Горького представлена её копия.

Выздоровевший Алексей обосновался в селе Красновидово под Казанью, чтобы помочь товарищу в подпольной работе. Здесь содержал дом и лавку друг писателя Михаил Ромась, который прикрываясь торговлей, занимался пропагандой марксизма. Сейчас в Красновидове также открыт Музей А.М.Горького.

Значение Казани в жизни и творчестве М.Горького определил в нескольких строчках татарский поэт Ринат Маннан:

Здесь познал он боль отчизны
и начало бед.
Здесь прошёл он главный –
Жизни! –
Университет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий