Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

понедельник, 13 марта 2023 г.

ВЕЛИКИЙ ПЕДАГОГ-НОВАТОР


Сейчас к Макаренко по-разному отно-сятся. Вот и некогда мой активный friend из сербского Smederevo Života Stepanovic в комментариях к этому посту 5 лет назад вполне резонно за-метил: «Дочь училась в колледже и "Педагогическую поэму" изучала в рамках курса "История педагогики". Я тоже "Поэму" читал, но она меня не впечатлила. Дочь объяснила мне, что это командная работа, но я не думаю, что в лагере можно работать в коман-де. Хотя я не педагог». 

И я призадумалась. Когда читаешь Макаренко, тебе совсем не кажется, что действие его книг происходит в лагере. А теперь думаешь: колония для мало-летних преступников – что же это та-кое, если не лагерь?.. И потом, Života читал «Поэму» уже в зрелом возрасте и всё прекрасно понимал. Я же прочла книгу в отрочестве. И в то время, коне-чно, не вкладывала в слово «лагерь» того трагического значения, которое открылось нам (для таких, как я) много позже.

Грустно разочаровываться в авторах, которыми зачитываешься в подростко-вом и юношеском возрасте, а потом всю жизнь считаешь их замечательны-ми людьми. Всё же в моём представле-нии Антон Семёнович Макаренко оста-ётся выдающимся педагогом. Сегодня  мы отмечаем его 135-летний юбилей.

Далее следует мой пост о Макаренко 5-летней давности:

«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

13 марта 1888 года родился выдающий-ся советский педагог, писатель Антон Семенович Макаренко. В 20-30 годы прошлого века Макаренко организовал и руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушите-лей. Он разработал свою воспитатель-ную систему, основанную на труде, са-моуправлении, и достижения его в воспитании и перевоспитании воспи-танников были столь выдающимися, что поставили имя А.С. Макаренко в первые ряды деятелей мировой куль-туры и педагогики.

«Вы можете быть с ними сухим до по-следней степени, требовательным до придирчивости, вы можете не замечать их... но если вы блещете работой, зна-нием, удачей, то спокойно не огляды-вайтесь: они на вашей стороне...».

Исследователи детских судеб учеников Макаренко отмечали, что среди 3000 его воспитанников не известно ни од-ного случая преступного рецидива. И по выходе из колонии они все были востребованными и по-настоящему счастливыми людьми. Некоторые из них (Семен Карабанов, Алексей Григо-рьевич Явлинский – отец нашего из-вестного политика, др.) стали успеш-ными последователями Макаренко.

О своей системе Макаренко рассказал в книгах, и это были не только педаго-гические труды. Его замечательную «Педагогическую поэму» я в своё вре-мя читала, как увлекательный детек-тив. И это чтение оказалось столь зара-зительным, что мне долго не хотелось из этой темы «уходить». И она потом продолжилась во «Флагах на башне», в «Республике ШКИД», в интереснейших книгах Фриды Вигдоровой «Дорога в жизнь» и «Черниговка»... Герои этих произведений – те самые счастливые люди, которые подтверждают слова своего учителя о том, что «научить че-ловека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счаст-ливым, можно».

Комментариев нет:

Отправить комментарий