Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

четверг, 14 июля 2022 г.

В БОТАНИЧЕСКОМ САДУ


...Растенья в Ботаническом саду
Чернели, точно в Дантовом аду.
Теперь опять, дыханием колеблем,
Уже растёт, себя теплу вверяя,
Лист будущего пальмового рая.

Во время ленинградской блокады Вера Инбер жила на улице Песочной, рядом с Ботаническим садом. Она видела его в окно в самые горькие и тяжёлые дни. В блокадном дневнике поэтесса гово-рит о судьбе Ботанического сада.

Отрывок из дневника Веры Инбер:

«19 апреля 1942 года.
Были в Ботаническом саду. Тихомиров и Курнаков провели меня по всему саду и показали мёртвые пальмы. Мне было невыразимо горько, что я не видела их при жизни. А ведь собиралась каждое воскресенье!.. В одном из зданий Бота-нического института на каменной стене — чёрная черта: уровень воды в страш-ный день наводнения в 1824 году (год «Медного-всадника»).

«Уровень беды» 1941 года много-много выше. Он проходит над нашими голова-ми, на уровне погибших пальмовых крон», — вспоминала она.

И последняя страничка этого посвяще-ния:
"25 мая 1944 года.
Прощалась с Ботаническим садом. Мы долго пробыли в оранжерее N 22 – "Но-евом ковчеге", как ее называют сотруд-ники. Здесь соседствуют растения трёх смежных климатов: пальмы, папорот-ники, орхидеи, кактусы, рисовые коло-сья, бегонии. Всё это совсем молодое, выращенное за время блокады. "Блока-дный" банановый молодняк так высок, что его листья упираются уже в стек-лянную крышу теплицы. На полках сто-ят рядами молодые кактусы, любимые детища Николая Ивановича Курнакова, недавно умершего. В суровую первую зиму блокады Курнаков спас эти какту-сы, взяв их к себе домой и отогревая теплом своей печурки. Жена Курнакова чистила их кисточкой, осторожно про-бираясь между колючками: кактус, как только засорятся его поры, гибнет, рас-падается на части.

Круглая оранжерея N 28, с бассейном, где росла "Виктория региа", пострадала три раза: один раз от бомбы и дважды от прямого попадания снаряда. Она была снова разбита уже после того, как мы видели её в прошлом году.

...Когда мы уходили с выставки и шли уже по аллее, нам крикнули вдогонку:
– На яркие скамьи не садитесь, они только что окрашены!
 
Начиналось уже восстановление сада".

Комментариев нет:

Отправить комментарий