Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

суббота, 12 ноября 2022 г.

А.Г.ДОСТОЕВСКАЯ. ВОСПОМИНАНИЯ О ФЁДОРЕ ДОСТОЕВСКОМ


«... – И вот... в этот решительный пери-од своей жизни художник встречает на своём пути молодую девушку ваших лет или на год-два постарше. Назовём её Аней, чтобы не называть героиней. Это имя хорошее... 
– А хороша собой ваша героиня?
– Не красавица, конечно, но очень недурна. Я люблю её лицо.

Мне показалось, Фёдор Михайлович проговорился, и у меня сжалось серд-це...
– Однако, Фёдор Михайлович, вы слиш-ком идеализировали вашу "Аню". Разве она такая?
– Именно такая! Я хорошо её изучил!

– Художник, – продолжал свой рассказ Фёдор Михайлович, – встречал Аню в художественных кружках, и чем чаще её видел, тем более она ему нравилась, тем сильнее крепло в нём убеждение, что с нею он мог бы найти счастье. И однако мечта эта представлялась ему почти невозможною. В самом деле, что мог он, старый больной человек, обре-менённый долгами, дать этой здоро-вой, молодой, жизнерадостной девуш-ке? Не была ли бы любовь к художнику страшной жертвой со стороны этой юной девушки и не стала ли бы она по-том горько раскаиваться, что связала с ним свою судьбу? Да и вообще, возмо- жно ли, чтобы молодая девушка, столь различная по характеру и по летам, мо-гла полюбить моего художника? Не бу-дет ли это психологическою неверно-стью. Вот об этом мне и хотелось знать ваше мнение, Анна Григорьевна...

Поставьте себя на минуту на её место. Представьте, что этот художник – я, что я признался вам в любви и просил быть моей женой. Скажите, что вы бы мне ответили?..

– Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь!»
(А.Г. Достоевская. Воспоминания)

Достоевский был любимым писателем её отца, и сама она зачитывалась его произведениями. Поэтому, когда ей, молодой стенографистке, предложили поработать с писателем, она была взволнована и обрадована. Но пред-ставить не могла, что знаменитый лите-ратор станет когда-нибудь её мужем.

Анна Григорьевна стала для Фёдора Михайловича Достоевского женой, неутомимой помощницей и преданной, терпеливой спутницей, самоотвержен-но делившей с ним неудачи и тревоги, радость и счастливые дни. Их брак про-шёл испытание постоянным бездене-жьем, болезнью писателя, страстью к рулетке, от которой избавился во мно-гом благодаря ей, смертью детей...

Несмотря ни на что Анна Григорьевна постоянно повторяла, что все годы су-пружества они прожили «в возможном для людей счастье на земле».

Благодаря усилиям и заботам жены До-стоевский прожил счастливо послед-ние, самые плодотворные в творчес-ком плане четырнадцать лет жизни. Её любовь, внимание, терпение и понима-ние возместили все прежние горести, лишения и испытания, выпавшие на его долю.
«Ты одна у меня радость и одна моя на-дежда, неизменная», – писал Достоев-ский жене.

Когда современники после смерти пи-сателя стали искажать облик Достоев-ского, рисовать его личностью фаталь-ной, болезненно раздвоенной, угрю-мым и мрачным страдальцем, Анна Григорьевна решила написать о том Фёдоре Михайловиче, какого она знала – талантливом писателе, любящем муже и отце. Так родилась её книга увлекательнейших воспоминаний. Опираясь на свой дневник, она восста-новила хронику семейной жизни, быт, обстановку, распорядок дня в доме. Она рассказала о литературной работе мужа, его встречах с писателями и общественными деятелями.

Она посвятила себя целиком литера-турной деятельности Достоевского, а после его смерти – изданию и популя-ризации его литературного наследия.

«Многие русские писатели чувствовали бы себя лучше, если бы у них были та-кие жёны, как у Достоевского», – гово-рил Лев Толстой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий