Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

понедельник, 28 ноября 2022 г.

БЕСТУЖЕВ-МАРЛИНСКИЙ В ЯКУТСКЕ

Бюст декабристу А.А. Бестужеву- Марлинскому в Якутске

В библиотеке А.С. Пушкина в его квар-тире на Мойке есть книги А.А.Бестуже-ва «Нравы Сибири. Ысыах» и романти-ческая баллада «Саатыыр», что свиде-тельствует о том, что поэт собирал научные и этнографические материалы о Сибири. А.А. Бестужев-Мар-линский после восстания 14декабря был сослан в Сибирь и отбывал ссылку в Якутске, где и были написаны эти книги. 

Александр Александрович прибыл на место ссылки 31 декабря 1827 года. Когда-то Якутск был воспет ещё Рылее-вым в поэме «Войнаровский», действие которой развёртывается как раз в Яку-тии. В первые дни Бестужев не мог не вспоминать строчки из неё:

Однообразно дни ведёт 
Якутска житель одичалый.
Лишь раз иль два за круглый год
С толпой преступников усталой
Дружина воинов пройдёт.
Иль за якутскими мехами
Из ближних и далёких стран
Приходит с русскими купцами
В забытый город караван…

А в одиноких прогулках по местности, возможно, произносил строчки погиб-шего друга:

В стране метелей и снегов,
На берегу широкой Лены,
Чернеет длинный ряд домов
И юрт бревенчатые стены.

Живой ум и любознательность, однако, брали своё. Скорбь и неподвижность не были свойственны характеру Бестуже-ва. Очень скоро он стал воспринимать Якутск не только через воспоминания о погибшем товарище, постепенно он стал интересоваться местом своего по-селения. В его письмах к родным стали появляться описания Якутска, якутов, восторженные отзывы о красоте Лены, которую писатель называл "Волгой Во-сточной Сибири", он сообщает сведения о плясках шаманов, приводит рисунки, изображающие якутов. 

В Якутске Александр Бестужев писал стихи. Он рассказывал о водопаде Ста-нового хребта, изучал Шиллера, перево-дил на досуге Гёте. Но, живя здесь, он также обращался к поэзии якутского народа, чьи сказки, предания и поверья никогда ещё не звучали в русской поэ-зии.

В 1828 году на основе якутского фольк-лора Бестужев написал балладу «Саа-тыыр» на сюжет легенды о «воскрес-шей женщине», бытовавшей в народе в нескольких вариантах. В ней правдиво описаны местные обычаи, нравы и дре-вние ритуалы захоронения. Писатель показал трагедию якутской замужней женщины, которая полюбила молодого князя Буйдукана и, чтобы избавиться от нелюбимого мужа, притворилась больной и как будто умерла. Ночью по-сле похорон пришёл Буйдукан и раско- пал могилу возлюбленной, чтобы осво-бодить её. Необычайный и смелый по-ступок влюблённых, нарушивших пат-риархальные обычаи, вызвал жестокую кару духов местных шаманов. Влюб-лённые погибли.

Всего полтора года пробыл Бестужев в Якутии, но успел внести свой вклад в изучение Сибири. Его интерес к исто-рии, культуре, науке, литературе наро-дов Якутии, к развитию этого сурового края сохранился и в условиях тяжёлой якутской ссылки. По словам самого писателя, здесь он «отдохнул душой, пожил новой жизнью», набрался новых впечатлений.

Но в Якутии Бестужев оказался один, все его товарищи по борьбе отбывали каторгу в Иркутске. Он просит о перево-де его в действующую армию на Кав-каз. И в этом ему не было отказано...

Комментариев нет:

Отправить комментарий