Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

среда, 30 ноября 2022 г.

ГОД НЕКРАСОВА. МЕСЯЦ НЕКРАСОВА

Волга около Ярославля

С детства помня строчки «О Волга!.. колыбель моя!..», так и думаешь, что великая русская река – родина велико-го русского поэта. На самом же деле Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, в городе Немирове Подоль-ской губернии, где, кажется, сохранился дом, в котором появился на свет буду-щий поэт. В Немирове в то время слу-жил его отец. А когда Николаю испол-нилось пять лет, семья переехала в ро-довое имение Некрасовых в Ярослав-ской губернии. И Волга действительно стала родиной его первых стихотвор-ных строк.

На Волге мир являлся мальчику в его тёмных и светлых красках. И если он с детства наблюдал, как крепостное пра-во уродует и крепостного, и крепостни-ка, видел порок, нищету, беззаконие, то не мог не видеть и душевной отзывчи-вости и одарённости крестьян, живу-щих по совести и по труду. Об этом его лирика. Окрестные приволжские луга исцеляли его рано начавшую болеть душу. 
Карабиха

Когда много лет спустя Некрасов приоф-брёл имение под названием Карабиха в той же Ярославской губернии, недалеко от места, где он провёл детство, – это было как возвращение.

Не будь в судьбе поэта Ярославского края, не было бы и того Некрасова, который нам всем близок и дорог.

В Карабихе

Н.А. Некрасов. Возвращение

И здесь душа унынием объята.
Не ласков был мне родины привет;
Так смотрит друг, 
любивший нас когда-то,
Но в ком давно уж прежней веры нет.

Сентябрь шумел, земля моя родная
Вся под дождём рыдала без конца,
И чёрных птиц за мной летела стая,
Как будто бы почуяв мертвеца! 
Указанного
Волнуемый тоскою и боязнью,
Напрасно гнал я грозные мечты,
Меж тем как лес с какой-то неприязнью
В меня бросал холодные листы, 

И ветер мне гудел неумолимо:
Зачем ты здесь, изнеженный поэт?
Чего от нас ты хочешь? Мимо! мимо!
Ты нам чужой, тебе здесь дела нет! 

И песню я услышал в отдаленье.
Знакомая, она была горька,
Звучало в ней бессильное томленье,
Бессильная и вялая тоска.

С той песней вновь 
в душе зашевелилось,
О чём давно я позабыл мечтать,
И проклял я то сердце, что смутилось
Перед борьбой — и отступило вспять!..
1864

Комментариев нет:

Отправить комментарий