Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

понедельник, 28 ноября 2022 г.

ПОЭТ, ХУДОЖНИК И ФИЛОСОФ


265 лет назад в этот день родился ве-ликий английский поэт, художник и фи-лософ XVIII-XIX веков Уильям Блейк (1757-1827).

Впервые я (и, думаю, не только я) узна-ла о Блейке в детстве, когда читала по-пулярный у всех поколений советских детей роман «Овод». На последней его странице прощальное письмо расстре-лянного Феличе Ривареса к Джемме заканчивалось строфой стихотворения Блейка, которое в детстве они вместе учили наизусть: «...Счастливой мошкою летаю, живу ли я иль умираю».

В разных переводах стихотворение на-зывалось по-разному: "Мотылёк", "Мош-ка", "Букашка"... Тогда же отыскала, да-же не так, искать ничего не пришлось.
В примечаниях к роману в конце книги приводился полный текст этого стихо-творения, которое с тех пор запомни-лось на всю жизнь:

М о ш к а 
Твою игру прервала
Я летнею порой
И крылышки сломала
Небрежною рукой.

Похожа ль я на мошку,
такую же, как ты?
А может быть, найдёшь ты
Во мне свои черты?

Беспечно я танцую,
Пою я, как во сне,
Пока судьба вслепую
Сломает крылья мне.

В мышленьи – жизни сила,
Дыхание и свет,
Без мысли – мрак могилы
И жизни вовсе нет.

Счастливой мошкою
Летаю,
Живу ли я,
Иль умираю.
(Пер. с англ. Е.И. Градиной)

Но с годами при перечитывании откры-ваются новые смыслы. Я вспомнила эти стихи много лет спустя, когда чита-ла "Письма о добром и прекрасном" Д.С. Лихачёва:

«Наибольшей сложностью, ответствен-ностью и драматизмом отличается от-ношение человека к природе, в силу “немоты” последней.

Необходима ясная и всеми признавае-мая философия экологии, исходя из ко-торой будет строиться и этика экологии

При миллионах разновидностей живых существ: зверей, птиц, насекомых, рас-тений, – человек единственное сущест-во, обладающее речью и разумом. Это призывает человека к тому, что он дол-жен говорить и отвечать за всё живое в мире, за все существа, за растительный мир».

Ещё раньше, за двести с лишним лет, об этой проблеме говорил и Блейк. За-долго до сегодняшних экологических катастроф лучшие люди писали об от-ветственности человека перед всем живым. «Мотылёк» был создан Блей-ком в далёком 1794 году и вошёл в по-этический цикл «Песни Опыта». Ко вре-мени их выхода в свет Блейк коренным образом поменял свое мировоззрение на материалистическое и перенёс своё внимание на земную реальность.
«Песни невинности и опыта» привяза-ны исключительно к земной жизни и усматривают в смерти бесповоротный конец, который равно трагичен как для человека, так и для мотылька, и в этом все твари Божии равны. Бог даровал жизнь и мотыльку и человеку, он же су-дил обоим умереть, и в этом жребий их одинаков. Между ними есть лишь одно различие – человек обладает Мыслью, Разумом. Только Блейк не считал, что разум возвышает человека над моты-льком, т.к. Разум способен подавлять гораздо более важные свойства, прису-щие всякому живому созданию. Поэто-му человек и мотылёк одинаково важ-ны для Творца, ибо, как говорит поэт, «Всё живое – священно».

И этот вариант перевода как раз об этом:

М о т ы л ё к
Бездумно танец
мотылька
оборвала
моя рука.

А чем и я
не мотылек?
Ведь нам один
отпущен срок.

Порхаю
и пою, пока
слепая
не сомнёт рука.

Считают: мысль
есть жизнь и свет,
а нет её –
и жизни нет;

А я порхаю
над цветком –
таким же точно
мотыльком.
(Перевод с английского С.Степанова)

Комментариев нет:

Отправить комментарий