Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

вторник, 29 ноября 2022 г.

ДОСТОЕВСКИЙ И НЕКРАСОВ


Однажды, уже после смерти Некрасова, Достоевский признался в Дневнике: «Буквально в первый раз дал себе от-чёт: как много Некрасов как поэт, во все эти тридцать лет, занимал места в моей жизни!»

В 1840-1870-х годах имена Достоевско-го и Некрасова постоянно находились на первом плане литературной жизни. Некрасов первым разглядел огромный талант Достоевского, опубликовав его дебютный роман «Бедные люди» в «Пе-тербургском сборнике» за 1846 год, где были напечатаны и его собственные ранние стихотворения. 

Первое дружеское сближение навсегда осталось в памяти обоих писателей, хо-тя в дальнейшем их пути то расходи-лись, то пересекались. 

Пережив каторгу и ссылку, Достоев-ский на целое десятилетие был выбро-шен из литературной жизни. И когда в 1859 году Достоевский вернулся после ссылки в Петербург, он будто в другую эпоху попал. Уже не было в живых Бе-линского и Гоголя. Политическая обста-новка в стране изменилась. В литерату-ре появились новые имена: Чернышев-ский,Добролюбов, Островский,Толстой. В первые ряды выдвинулись Некрасов, Тургенев, Гончаров, начинавшие когда-то вместе с Достоевским. Самого же Достоевского или совсем забыли, или вспоминали как писателя ушедшей эпохи.

В это время определилась революцион-но- демократическая направленность деятельности Чернышевского и Добро-любова внутри страны и Герцена за ру-бежом. Некрасов издавал тогда ради-кальный журнал «Современник». 

Достоевский в силу своих взглядов не мог встать на сторону писателей-демо-кратов, он искал и вырабатывал свою собственную позицию художника и мы-слителя. На его знамени теперь начер-тано имя Пушкина, который для Досто-евского «есть наше пророчество и ука-зание». Пушкин для него – символ и идеал его борьбы за общественную значимость литературы, за реализм, народность, высокую миссию искус-ства. Но писателю потребуются годы, чтобы отстоять эту свою позицию.

Достоевский и Некрасов были в раз-ных станах бурной общественной жиз-ни. Почвеннический журнал «Время» Михаила и Федора Достоевских поле-мизировал с «Современником». Но у обоих писателей интерес к творчеству друг друга сохранялся всегда. И здесь проходит глубинная линия их связи. Некрасов очень высоко оценил роман «Подросток», который был напечатан на страницах его журнала «Отечествен-ные записки» в 1874 году.

Достоевский в Некрасове видел рус-ского кающегося дворянина, но в серд-це своём носящего образ народа, пони-мающего его характер и чувствующего его боль. В «Дневнике писателя» за 1873 год Достоевский публикует ста-тью, которая посвящена стихотворе-нию «Влас», где поэт создал «велича-вый образ народный». Достоевский был в курсе всего, что выходило из-под пера Некрасова, использовал его стихи в своих романах в качестве эпиграфов, цитат. Он читал произведения Некрасо-ва на литературных вечерах.

Из того же «Дневника писателя» мы знаем, что Достоевский постоянно по-сещает уже больного Некрасова у него дома. Дневник за 1877 год почти напо-ловину посвящён Некрасову. В статье «Смерть Некрасова», писатель говорит о своей любви к его поэзии и определя-ет главное в духовном и творческом облике поэта: 

«Он шёл и бился о плиты бедного сель-ского родного храма и получал исцеле-ние… В любви к народу он находил ка-кой-то незыблемый и святой исход все-му, что его мучило». 

В этой статье Некрасов предстал как выдающийся «русский скиталец». В 1880 году Достоевский напишет о таких «скитальцах» уже в своей Пушкинской речи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий