Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

суббота, 26 ноября 2022 г.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Первый снег ❄️

О снега первого нежданное явленье,
Приветствую тебя в моём уединенье!
Уединенье? Да! Среди толпы людей
Я так же одинок, как ландыш, из полей
Родных отторженный суровою рукою;
Среди прекрасных роз 
поник он головою,
И в рощу мирную из мраморных палат
Его желания свободные летят.

Приветствую тебя! Неведомою силой
Ты в смутной памяти былое оживило,
Мечтанья прошлых дней 
той юности златой,
Как утро зимнее, прекрасной и живой!
Картин знакомый ряд 
встаёт передо мною:
Я вижу небеса, подёрнутые мглою,
И скатерть снежную 
на сглаженных полях, 
И крыши белые, и иней на дровах;
Вдали чернеет лес. С сиянием Авроры
По окнам разослал мороз свои узоры;
Там, за деревьями, роскошно и светло
Блестит замёрзлых вод 
прозрачное стекло;
Там курится дымок 
над кровлями овинов…
В соседней комнате 
я слышу треск каминов,
К ним истопник бредёт 
и шум своих шагов
Разносит за собой 
с тяжёлой ношей дров.

С какою радостью живой, нелицемерной,
Бывало, я встречал тебя,
предвестник верный
Зимы… Как я любил и сон её снегов, 
И длинную семью прекрасных вечеров!
Как часто, 
вкруг стола собравшися семьёю,
Мы проводили их в беседах меж собою,
И ласки нежные 
иль звонкий смех порой
Сменяли чтение обычной чередой.

Я помню длинный зал, вечернею порою
Его перебегал я детскою стопою,
И часто пред окном, 
как будто бы сквозь сон,
Я становился вдруг, испуган, поражён,
А прелесть дивная 
морозной, зимней ночи
Манила и звала встревоженные очи…

Светила чудные сияли в вышине
И, улыбаяся, смотрели в душу мне; 
Чистейшим серебром 
поля вдали сияли,
Леса пустынные недвижимо стояли;
Всё спало… Лишь мороз 
под окнами трещал…
И жутко было мне, и к няне я бежал.
Я помню комнатку… 
Пред образом горела
Лампада тусклая; 
старушка там сидела…
И сладок был мне 
звук её речей простых,
Любовью дышащих… Увы! не слышу их
Среди надутых фраз 
да слов бездушных ныне:
Уж третью зиму 
я встречаю на чужбине,
Далёко от неё, от родины святой,
Не с шумной радостью, 
но с хладною тоской,
И сердце сжалося… 
но в холоде страданий
Ты возбудил во мне 
толпу воспоминаний,
Ты годы юности внезапно оживил,
И я тебя в душе за то благословил…

О, взвейся, лёгкий снег, 
над родиною, дальной!
Чтоб поселянин мог, 
природы сын печальный,
Скорей плоды трудов по зимнему пути
За плату скудную в продажу отвезти!
1854

Комментариев нет:

Отправить комментарий