Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

понедельник, 21 ноября 2022 г.

ЭПИГРАММЫ В ЖИЗНИ ДОСТОЕВСКОГО


Из эпиграмм на Достоевского известно злое стихотворение Некрасова, напи-санное им в соавторстве с Тургеневым:

Витязь горестной фигуры,
Д[остоевск]ий милый пыщ,
На носу литературы
Рдеешь ты как новый прыщ.

Хоть ты юный литератор,
Но в восторг уж всех поверг,
Тебя знает император,
Уважает Лейхтенберг.

За тобой султан турецкий
Скоро вышлет визирей.
Но когда на раут светский,
Перед сонмище князей,

Ставши мифом и вопросом,
Пал чухонскою звездой
И моргнул курносым носом
Перед русой красотой,

Так трагически недвижно
Ты смотрел на сей предмет
И чуть-чуть скоропостижно
Не погиб во цвете лет.

С высоты такой завидной,
Слух к мольбе моей склоня,
Брось свой взор пепеловидный,
Брось, великий, на меня!

Ради будущих хвалений
(Крайность, видишь, велика)
Из неизданных творений
Удели не "Двойника".

Буду нянчиться с тобою,
Поступлю я, как подлец,
Обведу тебя каймою,
Помещу тебя в конец. 
Январь, 1846

Как будто ещё совсем недавно Некра-сов был сильно расположен к молодо-му начинающему таланту, напечатав первое произведение Достоевского в своём журнале, но затем их пути разо-шлись...
И вряд ли Достоевский, прочитав эти стихи, легко и скоро смог забыть нане-сённую ему обиду.

В сборнике "Русская эпиграмма" (М., 1990) нашлись ещё две, относящиеся к Достоевскому. Одна принадлежит поэ-ту-сатирику, искровцу Дмитрию Минае-ву. Эпиграмма не на писателя, а на его роман "Идиот":

У тебя, бедняк, в кармане
Грош в почёте – и в большом,
А в затейливом романе
Миллионы нипочём.
Холод терпим мы, славяне,
В доме месяц не один.
А в причудливом романе
Топят деньгами камин.
От Невы и до Кубани
Идиотов жалок век,
"Идиот" же в том романе
Самый умный человек.

Автор другой эпиграммы – сам Досто-евский, написавший эпиграмму на Лес-кова:

Описывать всё сплошь одних попов,
По-моему, и скучно и не в моде;
Теперь ты пишешь в захудалом роде, –
Не провались, Л[еск]ов.

В романах Достоевского мы тоже нахо-дим образы священнослужителей, но у них с Н.Лесковым совершенно разные отношение и подход к их изображению. И то, как это делал Лесков, было совер- шенно неприемлемо и не принималось Достоевским, что видно и в эпиграмме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий