Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

пятница, 18 ноября 2022 г.

«БЕЛЫЕ НОЧИ»

Илья Глазунов. Достоевский. Белые ночи 

Герой сентиментального романа Досто-евского полюбил Настеньку, случайно встреченную им белой ночью на петер-бургской набережной. Он открывает ей душу, рассказывает о своей жизни. Она в ответ поверяет ему собственную ис-торию любви. Тот, кого она любит, как ей кажется, бросил и забыл её. И в тот миг, когда между молодыми людьми может произойти сближение, появляет-ся тот, третий. Настенька целует Мечта-теля и исчезает со счастливым сопер-ником. Герой остаётся один со своими мыслями: 
«Но чтоб я помнил обиду мою, Настень-ка! Чтоб я нагнал тёмное облако на твоё ясное, безмятежное счастие, чтоб я, горько упрекнув, нагнал тоску на твоё сердце, уязвил его тайным угрызе-нием и заставил его тоскливо биться в минуту блаженства, чтоб я измял хоть один из этих нежных цветков, которые ты вплела в свои чёрные кудри, когда пошла вместе с ним к алтарю..  О, ни-когда, никогда! Да будет ясно твоё небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты бла-гословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, оди-нокому, благодарному сердцу! Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»
Эпиграфом к повести «Белые ночи» Достоевский взял строчку из стихо-творения «Цветок»Тургенева:

...Иль был он создан для того,
Чтобы побыть хотя мгновенье
В соседстве сердца твоего?..

Это стихотворение Тургенев написал в 1843 году. Приведу начало:

Тебе случалось – в роще тёмной,
В траве весенней, молодой
Найти цветок простой и скромный?
(Ты был один – в стране чужой).

Он ждал тебя – в траве росистой
Он одиноко расцветал...
И для тебя свой запах чистый,
Свой первый запах сберегал.

И ты срываешь стебель зыбкий.
В петлицу бережной рукой
Вдеваешь, с медленной улыбкой,
Цветок, погубленный тобой...

Если после последних слов Мечтателя перечитать эпиграф, то будет ясно, что стихи Тургенева обобщают размышле-ние героя Достоевского, и местоимение "он" в эпиграфе читается как Мечта-тель, а не как цветок.

Но. У Достоевского рассказ ведётся от имени человека, который добровольно и с радостью избрал свою долю, он уверен в том, что "целая минута бла-женства" дороже всей жизни.

У Тургенева же рассказчик – губитель (цветка). И он же делает вывод:

Так что ж? Напрасно сожаленье!
Знать, он был создан для того, 
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.

Это как если бы Настенька сказала последние слова повести так: «Целая минута блаженства! Да разве этого ему мало хоть бы на всю его жизнь?»

Филолог Ефим Эткинд замечает:
«В любви герой Достоевского полон самоотвержения, герой же Тургенева – эгоистического самолюбования». И предполагает, что в эпиграфе Досто-евский спорит с Тургеневым и хочет опровергнуть безнравственность его стихотворения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий