18 октября 1872 года в Ярославле ро-дился замечательный поэт, яркий представитель Серебряного века Михаил Алексеевич Кузмин.
1
Протянуло паутину
Золотое «бабье лето»,
И куда я взгляд ни кину, —
В жёлтый траур всё одето.
Песня летняя пропета,
Я снимаю мандолину
И спускаюсь с гор в долину
Где остатки бродят света,
Будто чувствуя кончину...
(Осенние озёра)
***
О, нездешние
Вечера!
Злато-вешняя
Зорь пора!
В бездорожьи
Звёзды Божьи,
Ах, утешнее,
Чем вчера.
Всё кончается,
Позабудь!
Уж качается
Сонно муть.
Ропот спора –
Скоро, скоро
Увенчается
Розой грудь,
Сладко просится
В сердце боль –
В небо броситься
Нам дозволь!
Лёгким шагом
По оврагам
Благоносица
Божьих воль.
Божья клироса
Дрогнет зверь.
Всё открылося,
Друг, поверь.
Вдруг узнали
(Ты ли, я ли):
Не закрылася
Счастья дверь.
1919
М.И. Цветаева. Нездешний вечер.
<О Михаиле Алексеевиче Кузмине>
«...О Кузмине в Москве шли легенды. О каждом поэте идут легенды, и слагают их всё та же зависть и злостность. При-пев к слову Кузмин был "жеманный, мазаный".
Жеманности не было: было природное изящество чужой особи, особое изяще-ство костяка (ведь и скелет неравен скелету, не только души!), был отлетаю-щий мизинец чаепития – так в XVIII ве-ке держал шоколадную чашку освобо-дитель Америки Лафайет, так в Консь-ержерии из оловянной кружки пил наи-мужественнейший поэт Андрей Шенье – были, кроме личного изящества кос-тяка – физическая традиция, физичес-кий пережиток, "манерность" – рождён-ная.
Была – севрская чашка.
Был в Петербурге XX века – француз с Мартиники – XVIII-го.
О "мази" же. Мазь – была. Ровная, проч-ная, тёмно-коричневая, маврова, мула-това, Господо-Богова. Только не "нама-зан" был, а — вымазан, и даже – выва-рен: в адовом ли кофе лирической бес-сонницы, в ореховом ли настое всех сказок, в наследственной ли чужезем-ной прикрови – не знаю. Знаю только, что ровнее и коричневее, коричневее – и ровнее – и роднее – я краски на ли- це не видела. Разве на лице нашего шоко- ладного дома в Трёхпрудном.
Но из этого кофейного цыганского на-вара, загара, идёт на меня другое род-ное сияние: серебро. Костюм был сере-бряный, окружение сновиденно-невесо-мых и сновиденно-свободных движе-ний было – серебряное, рукав, из кото-рого цыганская рука – серебряный. А может, и серебряным-то был (простой серый скучный) рукав – от цыганства руки? А может быть – от серебряного Петербурга – серебро? Так или иначе – в два цвета, в две краски ореховую и серебряную – и третьей не было...».
1936
Комментариев нет:
Отправить комментарий