Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

понедельник, 24 октября 2022 г.

«ДУША НАВЕКИ ЛИШЕНА БЫЛЫХ НАЛЕЖД...»

Владимир Россинский. 
Иван Бунин. 1915

***
Душа навеки лишена
Былых надежд, любви и веры.
Потери нам даны без меры,
Презренье к ближнему – без дна.

И что мне будущее благо
России, Франции! Пускай
Любая буйная ватага
Трамвай захватывает в рай.
1922

В октябре 1917 года И.А.Бунину испол-нилось 47 лет. Он был почитаемым автором. Как известно, писатель реши-тельно не принял Февральскую, а затем Октябрьскую революцию, которая нав-сегда изменила его жизнь. Он понимал, что ему, дворянину по происхождению, консерватору, нет места в советском государстве. Писатель занял позицию противника большевиков и покинул Россию, как сотни тысяч других рус-ских людей. 

По Бунину революция – это начало ги-бели России как великого государства, как развязывание самых низменных и диких инстинктов, как кровавый про-лог к тем бедствиям, которые ожидают трудовой народ, интеллигенцию и стра-ну.

Программная речь "Миссия русской эмиграции", которую писатель произ-нёс в Париже 16 февраля 1924 года – итог его горьких размышлений.

«Миссия русской эмиграции, доказав-шей своим исходом из России и своей борьбой, своими ледяными походами, что она не только за страх, но и за со-весть не приемлет Ленинских градов, Ленинских заповедей, миссия эта зак-лючается ныне в продолжении этого неприятия. 

"Они хотят, чтобы реки текли вспять, не хотят признать совершившегося!" Нет, не так, мы хотим не обратного, а только иного течения. Мы не отрицаем факта, а расцениваем его с точки зрения не партийной, не политической, а челове-ческой, религиозной. 

"Они не хотят ради России претерпеть большевика!" Да, не хотим – можно было претерпеть ставку Батыя, но Ле-нинград нельзя претерпеть. 

"Они не прислушиваются к голосу Рос-сии!" Опять не так: мы очень прислуши-ваемся и – ясно слышим всё ещё тот же и всё ещё преобладающий голос ха-ма, хищника и комсомольца да глухие вздохи. Знаю, многие уже сдались, мно-гие пали, а сдадутся и падут ещё тыся-чи и тысячи. Но всё равно: останутся и такие, что не сдадутся никогда...».

***
Зарос крапивой и бурьяном
Мой отчий дом. Живи мечтой,
Надеждами, самообманом!
А дни проходят чередой,
Ведут свой круг однообразный,
Не отступая ни на миг
От пожелтевших, пыльных книг
Да от вестей о безобразной,
Несчастной, подлой жизни там,
Где по родным, святым местам,
По ниве тучной и обильной
И по моим былым следам
Чертополох растёт могильный.
1922

Комментариев нет:

Отправить комментарий