Силуэты 👥 А. Белого и М. Цветаевой Е.Кругликовой
Вот читаю у Адамовича: "Белый призна-вал Цветаеву, состоялись встречи в Берлине, но близости между ними ни-когда не было..."
И не верю. Такое, наверно, можно сказать про Цветаеву и Маяковского, Цветаеву и Есенина. Друг друга призна-вали, но близости не было. Но не про Андрея Белого, с которым у Цветаевой было много общего: любимый город, в котором оба выросли, происхождение – оба поэта из профессорских семей, музыка, общие друзья... Не верю, осо-бенно после приведённых бесед двух поэтов в "Пленном духе". Да и сам факт написания Цветаевой вдохновенного и яркого "Пленного духа" о многом гово-рит.
Что значит "признавал"? Да они в пол-ном восторге были друг от друга:
«Глубокоуважаемая Марина Ивановна.
Позвольте мне высказать глубокое вос-хищение перед совершенно крылатой мелодией Вашей книги "Разлука". Я весь вечер читаю – почти вслух; и – почти распеваю. Давно я не имел тако-го эстетического наслаждения..."
"Вы знаете, что ваша книга изумитель-на, у меня от неё физическое сердцеби-ение..."
"Вы знаете, это не книга, а песня: голос самый чистый из всех, который я ког-да-либо слышал..."
И Марина Ивановна творчеством Анд-
рея Белого восхищалась с юных лет. Да, у них были очень немногочислен-ные мимолётные встречи, и об этом очень сожалел в 20-е годы Белый:
"... Почему мы с вами так мало встреча-лись в Москве, так мимолётно? Я всё детство о вас слышал, всё в а ш е дет-ство, конечно, – но вы были невидимы. У нас с вами был общий друг: Эллис, он мне рассказывал о вас и вашей сестре Асе...
–А мы с Асей так мечтали когда-нибудь вас увидеть!"
И было незабываемое общение в пос-лереволюционной голодной Москве и в Берлине летом 1922 года, общение, о котором Цветаева помнила всегда и, судя по воспоминаниям современни-ков, делилась с собеседниками своими воспоминаниями об Андрее Белом час-то и охотно.
"Пленный дух" – это очерк-отклик Цве-таевой на смерть Андрея Белого в 1934 году. Так о Белом никто больше не на-писал. Даже встретив поэта считанное число раз, Цветаева смогла почувство-вать и передать основные черты его характера и творчества.
В начале очерка Марина Ивановна представляет Андрея Белого через вос-приятие трёхлетней дочери, которая слышала, как взрослые говорили о его романе «Серебряный голубь», но ничего не знала о содержании произведения:
«Белый у нас в доме не бывал. Но книгу его "Серебряный голубь" часто называ-ли. Серебряный голубь Андрея Белого. Какой-то Андрей, у которого есть сереб-ряный голубь, а этот Андрей ещё и бе-лый. У кого же может быть серебряный голубь, как не у ангела, и кто же ещё, кроме ангела, может называться — Белый? Белый ангел с серебряным голубем».
БЕЛЫЙ АНГЕЛ С СЕРЕБРЯНЫМ ГОЛУБЕМ.
Так оно и есть...
Андрей Белый. Марине Цветаевой
Не исчислю я
Орбиты серебряного прискорбия,
Где праздномыслия
Остолбенелые плоскогория —
Взвисли.
Я
Среди них
Тихо пою стих —
В недосказуемые угодия
Ваших образов: —
Ваши молитвы —
Малиновые мелодии
И —
Непобедимые ритмы!
1922
Комментариев нет:
Отправить комментарий