Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

пятница, 28 октября 2022 г.

«Я, БЫТЬ МОЖЕТ, НЕ УМЕР...»

Андрей Белый. Фото 1929 года

Андрей Белый.  Д р у з ь я м
Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.

Не смейтесь над мёртвым поэтом:
Снесите ему цветок.
На кресте и зимой и летом
Мой фарфоровый бьётся венок.

Цветы на нём побиты.
Образок полинял.
Тяжёлые плиты.
Жду, чтоб их кто-нибудь снял.

Любил только звон колокольный
И закат.
Отчего мне так больно, больно!
Я не виноват.

Пожалейте, придите;
Навстречу венком метнусь.
О, любите меня, полюбите —
Я, быть может, не умер, быть может,
проснусь —

Вернусь!
1907
Анна Остроумова-Лебедева. Портрет Андрея Белого. 1924. Русский музей 

Так, за 27 лет до случившегося, Андрей Белый предсказал собственную ги-бель. 

15 июля 1933 года в Коктебеле, уже имея на руках билет для отъезда в Мо-скву, поэт почувствовал себя плохо. С ним случился солнечный удар. В Моск-ве, несмотря на сильные головные бо-ли, он ещё продолжал работать. 2 дека-бря 1933 года Белый в последний раз сел за рабочий стол, он писал воспоми-нания. В те недели и месяцы у Белого было несколько кровоизлияний в мозг. Одно из них последовало, когда он про-читал возмутившее его предисловие Л.Б.Каменева к только что напечатан-ному "Началу века" – второй книге ме-муарной трилогии.

Менее чем через полгода после кокте-бельского удара 8 января 1934 года в клинике на Девичьем поле Андрей Бе-лый скончался.
К.С.Петров-Водкин. Андрей Белый. 1932. Холст, масло

В некрологе газеты "Правда" от 11 ян-варя 1934 года сказано, что последний из представителей русского символиз-ма умер советским писателем.

В "Известиях" за 9 января также был помещён большой некролог, подписан-ный Борисом Пильняком, Борисом Пас-тернаком, Григорием Санниковым, в ко-тором утверждалось, что имя Андрея Белого "в истории станет рядом с име-нами классиков не только русских, но и мировых".

Так ушёл из жизни один из самых бес-покойных и ищущих людей в русском искусстве ХХ века, один из самых зага-дочных и мало изученных. Человек, о котором Александр Блок в 20-м году сказал: "Он такой же, как всегда: гени-альный, странный".

Комментариев нет:

Отправить комментарий