Издательство "Август", 2018.
Марина Цветаева никогда не писала специально для детей, её стихи даже не были обращены к подросткам, но пер-вые её книги «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913) вышли, когда автор сама была ещё совсем юной девушкой, пере-полненной живыми воспоминаниями о своём детстве-отрочестве. Гимназист-кой седьмого класса она собрала все свои стихи и в тайне от отца отнесла в типографию...
Отдавая стихи в печать, юная поэтесса надеялась, что книг в стране издаётся так много, что её книга пройдёт неза-меченной и никто её тайны не узнает. Она ошиблась, на книгу обратили вни-мание и о ней очень хорошо отозва-лись такие маститые поэты, как Вале-рий Брюсов, Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв. Последний писал об этом сборнике:
"... здесь инстинктивно угаданы все главнейшие законы поэзии, так что эта книга – не только книга милых девиче-ских признаний, но и книга прекрасных стихов".
А Максимилиан Волошин, который пер-вый отозвался на издание, оценил его за искренность и наблюдательность в описании жизни, а главное – умение написать о детстве из детства. Эту книгу, считал он, надо воспринимать как дневник. Мы попадаем в царство, где всюду – мама и где можно под звуки прекрасной музыки – маминой игры на фортепиано – читать увлека-тельные книжки самой или читать вслух для Аси какую-нибудь страшную сказку. А можно на берегу моря стро-ить крепость. А сколько событий, при-ключений, историй о детской любви, о соперничестве двух сестёр. И жаркое признание: "Какое счастье жить на свете!" И обо всём надо рассказать в своём дневнике...
Эти стихи – первый шаг в освоении космического пространства цветаев-ской лирики. Книги "Мой рыцарь" и "Каток растаял" изданы с огромной любовью. Всё в них привлекает внима-ние: и хорошая вступительная статья А.Коняшова ("Каток растаял"), и под-робное послесловие Е.О. Путиловой, замечательного знатока детской поэ-зии и составителя "Моего рыцаря",
и чудесные иллюстрации Кати Толстой ("Мой рыцарь") и Е. Рожковой ("Каток растаял"), и прекрасное "Обращение к детям" М.Цветаевой в конце книги "Ка-ток растаял", актуальное сей день и по-лезное не только детям, но и родите-лям. Всё наталкивает на внимательное, неспешное чтение. Вот пища для ума и сердца думающего подростка.
С к у ч н ы е и г р ы
Глупую куклу со стула
Я подняла и одела.
Куклу я на пол швырнула:
В маму играть — надоело!
Не поднимаясь со стула
Долго я в книгу глядела.
Книгу я на пол швырнула:
В папу играть — надоело!
У к р о в а т к и
«Там, где шиповник рос аленький,
Гномы нашли колпачки…»
Мама у маленькой Валечки
Тихо сняла башмачки.
«Солнце глядело сквозь веточки,
К розе летела пчела…»
Мама у маленькой деточки
Тихо чулочки сняла.
«Змей не прождал ни минуточки,
Свистнул — и в горы скорей…»
Мама у сонной малюточки
Шёлк расчесала кудрей.
«Кошку завидевши, курочки
Стали с индюшками в круг…»
Мама у сонной дочурочки
Вынула куклу из рук.
«Вечером к девочке маленькой
Раз прилетел ангелок…»
Мама над дремлющей Валенькой
Кукле вязала чулок.
В к л а с с е
Скомкали фартук холодные ручки,
Вся побледнела, дрожит баловница.
Бабушка будет печальна: у внучки
Вдруг – единица!
Смотрит учитель, как будто не веря
Этим слезам в опустившемся взоре.
Ах, единица большая потеря!
Первое горе!
Слёзка за слёзкой упали, сверкая,
В белых кругах уплывает страница...
Разве учитель узнает, какая
Боль – единица?
Комментариев нет:
Отправить комментарий